биология 5-9 кл
Место учебного предмета в структуре основной образовательной программы
Рабочая программа по биологии 5-9 кл соответствует учебному плану МБОУ «Первомайская школа»
Рабочая программа разработана в соответствии с требованиями:
1.Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, (приказ МОН РФ от 17.12.2010 г. N 1897 с изменениями от 31.12.2015 года № 1577), с учётом концепции духовно-нравственного воспитания личности гражданина России (2010 г.);
-Примерной программы основного общего образования по биологии. 5-9 классы. Авторы: В.В.Пасечник, В.В.Латюшин, Г.Г.Швецов
-Примерной программы по биологии 7 класс для образовательных учреждений Республики Крым. Авторы: Терехова А.В., Кузнецова Н.Н., Черняева А.Ю..
- На основе программы ГБОУ ДПО РК КРИППО (авторы: Терехова А.В., Дризуль А.В., решение коллегии Министерства образования, науки и молодежи Республики Крым от 26.05.2016 №3/5,
- Примерной авторской программы предметной линии учебников «Сферы» 5-9 классы. Авторы Л.Н. Сухорукова, В.С. Кучменко – М. «Просвещение» 2011. Письма Министерства образования, науки и молодежи Республики Крым от 03.04.2020 №01-14/1134 о формировании учебных планов общеобразовательных организаций Республики Крым на 2020/2021 учебный год.
Учебно-методическое обеспечение учебного процесса
Учебники:
- Биология. 5 – 6 классы» учебник для общеобразовательных учреждений / Пасечник В.В., Суматохин С.В., Калинова Г.С. и др. / под ред. Пасечника В.В.– М.: Просвещение, 2019.
- Биология. Разнообразие живых организмов. 7 класс» для общеобразовательных учреждений с приложением на электронном носителе /Л.Н.Сухорукова, В.С.Кучменко, И.Я.Колесникова – М.: Просвещение, 2014. -159 с.
- Биология. Человек. Культура здоровья. 8 класс с приложением на электронном носителе /Л.Н. Сухорукова, В.С. Кучменко, Т.А. Цехмистренко. - М. Просвещение, 2014.» (линия УМК «Сферы»),
- Биология. Живые системы и экосистемы. 9 класс» для общеобразовательных организаций с приложением на электронном носителе /Л.Н. Сухоруковой, В.С.Кучменко, - М.Просвещение, 2014.».
Цели изучения учебного предмета
Целью биологического образования в основной школе является обеспечить выпускникам высокую биологическую, экологическую и природоохранительную грамотность,компетентность в обсуждении и решении целого круга вопросов, связанных с живойприродой. Решить эту задачу можно на основе преемственного развития знаний в областиосновных биологических законов, теорий и идей, обеспечивающих фундамент для
практической деятельности учащихся, формирования их научного мировоззрения.
Структура и содержание учебного предмета
Содержание структурировано в виде трех разделов: «Живые организмы» - 5,6,7 классы, «Человек и его здоровье» - 8 класс, «Общие биологические закономерности» - 9 класс.
Раздел «Живые организмы» (5, 6, 7 классы) включает сведения об отличительных признаках живых организмов, их многообразии, системе органического мира, растениях, животных, грибах, бактериях и лишайниках. Содержание раздела представлено на основе эколого-эволюционного и функционального подходов, в соответствии с которыми акценты в изучении организмов переносятся с особенностей строения отдельных представителей на раскрытие процессов их жизнедеятельности и усложнения в ходе эволюции, приспособленности к среде обитания, роли в экосистемах.
В разделе «Человек и его здоровье» (8 класс) содержатся сведения о человеке как биосоциальном существе, строении человеческого организма, процессах жизнедеятельности, особенностях психических процессов, социальной сущности, роли в окружающей среде.
Содержание раздела «Общие биологические закономерности» (9 класс) подчинено, во-первых, обобщению и систематизации того содержания, которое было освоено учащимися при изучении курса биологии в основной школе; во-вторых, знакомству школьников с некоторыми доступными для их восприятия общебиологическими закономерностями.
класс | Наименование разделов | Кол-во часов | |
5 | Введение. Биология как наука | 5 | |
Клетка – основа строения и жизнедеятельности организмов | 9 | ||
Многообразие организмов | 18 | ||
Резервное время | 2 | ||
Всего | 34 | ||
6 | Жизнедеятельность организмов | 12 | |
Строение и разнообразие покрытосеменных растений | 22 | ||
Всего | 34 | ||
7 | Введение | 1 | |
Эволюция живой природы | 2 | ||
Многообразие живой природы. Усложнение растений в процессе эволюции | 11 | ||
Многообразие животных – результат эволюции | 14 | ||
Многообразие живой природы. Бактерии, грибы, лишайники | 3 | ||
Биологическое разнообразие и пути его сохранения | 2 | ||
Резервное время | 1 | ||
всего | 34 |
1.Введение | 4 | |
2. Организм человека – целостная система. Системы регуляции жизнедеятельности | 11 | |
3. Опорно-двигательная система и здоровье | 7 | |
4. Системы жизнеобеспечения | 30 | |
5. Репродуктивная система и здоровье | 3 | |
6. Связь организма с окружающей средой. Сенсорные системы | 6 | |
7. Повторение | 4 | |
8.Резервное время | 3 | |
| Всего | 68 |
9 | I. Введение | 2 |
II.Организм | 20 | |
III. Вид. Популяция. Эволюция видов | 24 | |
IV. Биоценоз. Экосистема | 15 | |
V. Биосфера | 5 | |
VI. Резервное время | 2 | |
Всего | 68 |
Объем дисциплины (модуля), количество часов на изучение дисциплины;
Количество часов на освоение курса по годам обучения
№ | Класс | Количество часов за год |
1 | 5 | 34 |
2 | 6 | 34 |
3 | 7 | 34 |
4 | 8 | 68 |
5 | 9 | 68 |
Итого | 272 |
Для контроля уровня достижений учащихся используются такие формы контроля, как устный опрос, устный зачет, самостоятельная проверочная работа, тестирование, биологический диктант, письменные домашние задания, компьютерный контроль.