23.03.2021
Одаренный ребенок в школе.
Специалисты по работе с одаренными детьми давно заметили, что чаще всего они вырастают в интеллигентных семьях. И дело тут вовсе не в особых генах гениальности - их природа распределила между всеми детьми поровну. Дело в семейной атмосфере, в системе семейных ценностей.
С чем связана одаренность ребенка?
Вообще-то все родители поощряют и желали бы развивать в своем ребенке познавательные потребности и различные способности. Но только делают они это, естественно, по-разному.
1. Родители постоянно предлагают детям какие-то развивающие игры, дела, интересы: сделаем то-то, поиграем в эту игру, почитаем эту книгу, сходим в этот музей. При определенной настойчивости и последовательности такая стратегия приносит результаты. Но нередко у ребенка возникает внутренний протест, даже при внешней покорности. Иногда это выражается в повышенной утомляемости ребенка от любых интеллектуальных занятий.
2. Родители препоручают определение способностей и развитие их в ребенке специально подготовленным людям. Услуг такого рода предлагается сейчас очень много. Это и группы развития для дошкольников, и группы подготовки к школе, и всевозможные специализированные классы в школах. Разумеется, при хорошем уровне таких услуг польза для ребенка несомненная. Но при условии, что родители не собираются полностью переложить заботы о его развитии на плечи специалистов.
3. Родители не стремятся тотально контролировать развитие способностей ребенка, зато предоставляют ему возможности для выбора и стараются подобрать хорошую школу. Самое главное в таких семьях - атмосфера ярких познавательных интересов самих родителей. Они сами постоянно увлечены каким-то делом, много читают, в телепрограммах выбирают познавательные передачи, стараются посетить новую выставку, не навязывая все это ребенку, но предоставляя ему возможность самому найти подходящее занятие. Как оказалось, такая стратегия саморазвития - самая эффективная.
Хорошо ли быть одаренным?
Конечно, развитие ребенка не может ограничиваться только семьей. Рано или поздно одаренное чадо пойдет в школу. Далеко не всякий вид одаренности имеет отношение к школе и находит там условия для развития. Например, так называемая социальная (лидерская) одаренность по понятным причинам не всегда поощряется педагогами, да и родителями. Они просто не знают, что делать с такими детьми.
Рано проявившаяся одаренность в области искусств (музыкальная, художественная, актерская) или в спорте к школе тоже, пожалуй, прямого отношения не имеет. Часто такой ребенок чувствует себя в школе не слишком уютно: из-за постоянной занятости он меньше общается с одноклассниками, нередко пропускает занятия в связи с концертами или соревнованиями. У таких детей часто возникают эмоциональные проблемы из-за высокой конкуренции с другими детьми в своей «специальности».
Для успеха в общеобразовательной школе важны другие типы одаренности.
Есть дети с ярко выраженной способностью учиться, усваивать предлагаемый им учебный материал. Причем проявляют такую способность независимо от трудности предмета и собственных интересов. Это так называемая академическая одаренность. У детей с этим видом одаренности школьная жизнь значительно легче, их успехи радуют родителей. А впоследствии им проще получить хорошую специальность и добиться успехов в работе. Принято считать, что каких-то особенных высот такие дети обычно не достигают.
Других школьников отличает особая интеллектуальная одаренность, умение мыслить, сравнивать, выделять главное, делать самостоятельные выводы, прогнозировать и т. д. Но, к сожалению, успехи таких детей чаще всего зависят от их отношения, интереса к предмету и его преподавателю. Они могут учиться неровно (то «пять», то «два»): блестяще по одному предмету и так себе по-другому.
Особый вид одаренности - творческая одаренность. Имеются в виду не только способности к изобразительной, музыкальной или литературной деятельности. Творческая одаренность - это, прежде всего, нестандартное восприятие мира, оригинальность мышления, насыщенная эмоциональная жизнь.
Как живется одаренным детям в школе?
Ничуть не легче, чем любому другому ребенку. При этом у детей с конкретным видом одаренности и проблемы адаптации могут быть разными. Пожалуй, легче всего в школе адаптируются «академически одаренные». Они радуют своими успехами родителей и учителей. У них нет и особых проблем в общении со сверстниками - всегда готовы что-то разъяснить, помочь, даже «дать списать». И внешкольные их интересы обычно не отличаются от интересов одноклассников.
К «интеллектуалам» в школах относятся снисходительно. Восхищаются их способностями в одной области (например, физике или математике) и прощают порой полную неуспешность в чем-то другом (например, безграмотность в письме). Нередко они радуют школу своими блестящими успехами на олимпиадах разного уровня. Эти дети часто настолько поглощены своими интеллектуальными увлечениями, что особой потребности во внимании со стороны одноклассников не испытывают. Хотя могут иметь и достаточно стойкие избирательные привязанности (например, среди поклонников своего "таланта").
Спортивные и музыкальные способности у детей выявляются достаточно рано. Если такие школьники достигают очень высоких результатов в своей области, в обычной массовой школе они почти перестают бывать в силу своей занятости. Одноклассникам и учителям остается восхищаться их достижениями издалека. Эмоциональное неблагополучие такие дети нередко испытывают из-за высокой конкуренции в своей «профессиональной» среде.
Некоторые психологи считают, что творчески одаренные дети в обычной школе не получают должного понимания со стороны взрослых и сверстников, подвергаются насмешкам и чуть ли не травле. Стало быть, выход в том, чтобы помещать их в особые школы для одаренных.
Не все специалисты согласны с этой точкой зрения. Если ребенок талантлив, это не означает автоматически, что он будет некомпетентен в общении со сверстниками. Иногда такие дети проявляют высокомерие по отношению к окружающим детям («О чем с ними говорить?») или к своим учителям («Чему они меня могут научить?»). В этом случае проблемы в общении будут возникать. Но это скорее издержки семейного воспитания, а вовсе не атрибут творческой одаренности. Чаще всего дети с художественными, артистическими, поэтическими способностями пользуются заслуженным восхищением в своем родном классе, известностью в школе и всяческой поддержкой со стороны педагогов.
Как распознать одаренность ребенка?
У всех одаренных детей отчетливо выражена поисковая потребность. Они испытывают яркие, насыщенные эмоции при занятии определенной работой. Еще их отличает необычайная целеустремленность, способность к длительной концентрации внимания, умение управлять своей деятельностью (в определенной области).
Одаренность интеллектуальная и одаренность творческая не связаны между собой напрямую. Известный исследователь в области творческих способностей Э. Торренс говорил, что если бы мы выявляли одаренных детей на основе тестов интеллекта, то мы бы отсеяли 70 процентов наиболее творческих из них.
В какой области одаренный ребенок проявит себя? Об этом можно судить по наблюдениям или результатам специальных тестов. Но не стоит навязывать ему результаты своих наблюдений или испытаний. Лучше предоставить условия для широкого проявления его возможностей.
Условия успешной работы с одаренными учащимися:
1. Осознание важности этой работы каждым членом коллектива и усиление в связи с этим внимания к проблеме формирования положительной мотивации к учению.
2. Подготовка педагога к взаимодействию с одаренными детьми
Неподготовленные учителя часто не могут выявить одаренных детей, не знают их особенностей, равнодушны к их проблемам. Иногда неподготовленные учителя враждебно настроены по отношению к выдающимся детям, такие учителя часто используют для одаренных детей тактику количественного увеличения заданий, а не качественное их изменение.
3. Личность учителя является ведущим фактором любого обучения. Не является исключением и ситуация с учителем для одаренных детей. Наиболее существенным фактором успешности работы учителя является глобальная личностная характеристика - система взглядов и убеждений, в которой большую значимость имеют представления о самом себе, других людях, а так же о целях и задачах своей работы. Именно эти составляющие постоянно проявляются в межличностном общении.
4. Успешный учитель для одаренных – прежде всего, прекрасный учитель-предметник, глубоко знающий и любящий свой предмет. В дополнение к этому, он должен обладать такими качествами, которые существенны в общении с любым одаренным школьником.
Учителям можно помочь развить указанные личностные и профессиональные качества тремя путями:
-с помощью тренингов – в достижении понимания самих себя и других
-предоставляя знания о процессах обучения, развития и особенностях разных видов одаренности;
-тренируя умения, необходимые для того, чтобы обучать эффективно и создать индивидуальные программы.
Техника преподавания у прошедших специальную подготовку учителей даренных и обычных учителей примерно одинакова: заметная разница заключается в распределении времени на виды активности. Учителя, работающие с одаренными, меньше говорят, меньше дают информации, устраивают демонстрации и реже решают задачи за учащихся. Вместо того чтобы самим отвечать на вопросы, они предоставляют это учащимся. Они не спрашивают и меньше объясняют.
Заметны различия в технике постановки вопросов. Учителя одаренных гораздо больше задают открытых вопросов, помогают обсуждениям.
Они провоцируют учащихся выходить за пределы первоначальных ответов. Они гораздо чаще пытаются понять, как учащиеся пришли к выводу, решению, оценке.
Большинство учителей старается прореагировать в речевой или иной форме на каждый ответ в классе, а учителя одаренных ведут себя больше как психотерапевты: они избегают реагировать на каждое высказывание. Они внимательно и с интересом выслушивают ответы, но не оценивают, находя способы показать, что они их принимают. Такое поведение приводит к тому, что учащиеся больше взаимодействуют друг с другом и меньше зависят от учителя.
Выявление и воспитание одаренных, талантливых детей – чрезвычайно важный вопрос. Основная наша задача – так построить учебную и внеурочную деятельность, чтобы она развивала у обучающихся стремление к интеллектуальному самосовершенствованию и саморазвитию, творческие способности, навыки проектно-исследовательской деятельности. Важно, чтобы работа с одарёнными детьми оживляла и поддерживала чувство самостоятельности, смелость в отступлении от общепринятого шаблона, поиск нового способа решения.
22.09.2020
Кто такой одаренный ребенок?
Одаренный ребенок — это ребенок,
который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или
имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в той или иной деятельности.
На сегодняшний день большинство психологов
признают, что уровень, качественное своеобразие и характер развития одаренности
— это всегда результат сложного взаимодействия наследственности (природных
задатков) и социальной среды. В тоже время нельзя игнорировать и роль
психологических механизмов саморазвития личности.
Некоторые психологи считают, что одаренные
дети в обычной школе не получают должного понимания со стороны взрослых и
сверстников, подвергаются насмешкам и чуть ли не травле.
Среди современных концепций одаренности
самой популярной может быть названа теория известного американского специалиста
в области изучения одаренных детей Джозефа Рензулли. По его мнению, одаренность
— это сложный итог наложения друг на друга 3-х факторов:
·
способности выше средних,
·
креативность,
·
включенность в задачу.
Хорошо ли быть одаренным?
Конечно, развитие ребенка не может
ограничиваться только семьей. Но далеко не всякий вид одаренности имеет
отношение к школе и находит там условия для развития. Например, так
называемая социальная (лидерская) одаренность по понятным причинам не
всегда поощряется педагогами да и родителями. Они просто не знают, что делать с
такими детьми.
Рано проявившаяся одаренность в
области искусств (музыкальная, художественная, актерская) или в
спорте к школе тоже, пожалуй, прямого отношения не имеет. Часто такой
ребенок чувствует себя в школе не слишком уютно: из-за постоянной занятости он
меньше общается с одноклассниками, нередко пропускает занятия в связи с концертами
или соревнованиями. У таких детей часто возникают эмоциональные проблемы из-за
высокой конкуренции с другими детьми в своей "специальности".
17.11.2020
Влияние деструктивных теорий на развитие
талантливых детей
В начале 2000-х годов в
нашей стране стала известна американская теория «Детей-индиго». В России это
явление получило новое название «Дети нового сознания» и новые признаки, в
дополнение к тем, которые назывались в США.
В США при описании этих детей делается
упор на их экстрасенсорные способности, в России большее внимание уделяется их
альтруизму, хотя и экстрасенсорика не исключается. Приверженцами этого учения в
нашей стране являются даже вполне профессиональные известные педагоги, среди
них, например, очень популярный в 70-80 годах прошлого века педагог-новатор
Шалва Александрович Амонашвили. В результате десятки тысяч родителей,
начитавшись статей на эту тему и насмотревшись соответствующих фильмов,
начинают искать признаки «индиговости» у своих детей. Доходит до того, что
просто плохо воспитанный, избалованный ребёнок, часто с явными признаками
проблем с психикой, объявляется «ребёнком-индиго», и родители начинают
требовать от учителей особого к нему отношения.
Такие дети, обнаружив у себя отсутствие
экстрасенсорных проявлений, которых от них ждут взрослые, часто начинают эти
способности симулировать, их жизнь превращается в сплошное шоу. Такими детьми,
а особенно их родителями, часто манипулируют различные секты и около
религиозные организации, чаще всего иностранного подчинения.
В результате, вместо того, чтобы
развивать свои реальные таланты, ребёнок теряет ориентир, связь с
действительностью, попадает под влияние вредных для него течений и не находит
место во взрослой жизни. Такие люди очень часто спиваются, начинают принимать
наркотики, рано погибают.
Задача педагога при помощи активного
признания и развития способностей такого ребёнка, вовлечь его и его родителей в
общешкольную жизнь, добиться того, чтобы они начали получать удовлетворения от
его реальных, а не мнимых и сомнительных достижений.
Принципы, на которых должна строиться работа с одарёнными детьми и их
родителями.
Исходя из всего вышесказанного, можно
сделать вывод, что работа с талантливыми детьми и их родителями не должна быть
делом одного учителя, она должна опираться на общие принципы, которые признаны
нашим государством и проводиться в тех формах, которые рекомендуются
Министерством образования.
Основными принципами являются:
1.
Охрана прав и здоровья ребёнка. Никакие мероприятия для развития и
выявления таланта не должны вредить здоровью детей.
2.
Учёт возрастных особенностей ребёнка. Даже очень талантливые дети должны
иметь время не только на занятия музыкой или математикой, но и на игры, и
общение со сверстниками.
3.
Учёт социально-экономических условий в семье. Социально-незащищённые семьи
должны получать материальную помощь на развитие талантливых детей. Такие дети
должны получать направления в специальные профильные лагеря или
специализированные школы для одарённых детей. В данном вопросе рекомендуется
привлечение местных органов власти и неравнодушных меценатов. Очень часто
некоторые предприниматели в рамках благотворительных программ назначают
одарённым детям стипендии, помогают с ремонтом жилых помещений, издают сборники
детских работ на свои средства или оплачивают одарённым детям дополнительное
обучение.
4.
Учёт индивидуальных психологических особенностей каждого ребёнка. Все
талантливые дети должны находиться под особым вниманием школьного психолога.
Родители таких детей тоже не должны оставаться без психологической помощи