ОРКСЭ

О СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ ПРОЦЕССА РЕАЛИЗАЦИИ КОМПЛЕКСНОГО УЧЕБНОГО КУРСА «ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ» И ПРЕДМЕТНОЙ ОБЛАСТИ «ОСНОВЫ ДУХОВНО- НРАВСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ НАРОДОВ РОССИИ

01.09.2022

С 16 июля 2021 г. вступили в силу новые Федеральные государственные образовательные стандарты начального общего образования (ФГОС НОО) и основного общего образования (ФГОС ООО), утвержденные приказами Министерства просвещения Российской Федерации от 31 мая 2021 года № 286 и № 287 взамен действовавших (с изменениями и дополнениями) ФГОС НОО, утвержденного приказом Минобрнауки России от 6 октября 2009 г. № 373 и ФГОС ООО, утвержденного приказом Минобрнауки России от 17 декабря 2010 г. № 1897. Обновленные ФГОСы содержат новые материалы, связанные с преподаванием в общеобразовательных организациях комплексных учебных курсов ОРКСЭ и ОДНКНР.

Данные методические рекомендации разработаны в целях создания в общеобразовательных организациях оптимальных условий для духовно- нравственного образования, формирования личности учащихся, разделяющих российские традиционные духовные ценности (Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года), совершенствования процесса реализации духовно-нравственного образования в форме преподавания комплексного курса «Основы религиозных культур и светской этики» (далее - ОРКСЭ) для обучающихся 4-х классов начального общего образования (далее - НОО) и предметной области «Основы духовно- нравственной культуры народов России» (далее – ОДНКНР) для обучающихся основного общего образования (далее – ООО).

I.       Правовое регулирование реализации курсов «Основы религиозной культуры и светской этики» и «Основы духовно-нравственной

культуры народов России».

Основная задача органов государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственное управление в сфере образования, – контроль за соблюдением законодательства.

Правовые основания организации и обеспечения духовно- нравственного образования в общеобразовательной организации (далее - ОО) включают правовые акты всех уровней. На федеральном уровне это Конституция Российской Федерации и Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации». На региональном уровне правовые акты

субъекта Федерации, правовые акты муниципального образования (местного самоуправления) и собственные акты общеобразовательной организации. Содержание правовых актов субъекта Российской Федерации, муниципального образования и образовательной организации не может противоречить федеральным правовым актам, прежде всего Конституции и федеральным законам.

Федеральное законодательство.

1)    КОНСТИТУЦИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Статья 14

1.  Российская Федерация - светское государство. Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной.

2.          Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом. Статья 17

3.  Осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.

Статья 19

2. Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности. Статья 28

Каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь или распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними.

Статья 29

2.                          Не допускаются пропаганда или агитация, возбуждающие социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду. Запрещается пропаганда социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства.

3.                          Никто не может быть принуждён к выражению своих мнений и убеждений или отказу от них. Статья 44

2.                          Каждый имеет право на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям.

3.                          Каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры.

2)                     ЗАКОН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ «О СВОБОДЕ СОВЕСТИ И О РЕЛИГИОЗНЫХ ОБЪЕДИНЕНИЯХ»

Преамбула:

Федеральное Собрание Российской Федерации, подтверждая право каждого на свободу совести и свободу вероисповедания, а также на равенство перед законом независимо от отношения к религии и убеждений; основываясь на том, что Российская Федерация является светским государством, признавая особую роль православия в истории России, в становлении и развитии ее духовности и культуры, уважая христианство, ислам, буддизм, иудаизм и другие религии, составляющие неотъемлемую часть исторического наследия народов России, считая важным содействовать достижению взаимного понимания, терпимости и уважения в вопросах свободы совести и свободы вероисповедания, принимает настоящий Федеральный Закон.

Статья 3 Право на свободу совести и свободу вероисповедания

1.                          В Российской Федерации гарантируются свобода совести и свобода вероисповедания, в том числе право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать и менять, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними.

2.                          Право человека и гражданина на свободу совести и свободу вероисповедания может быть ограничено федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов человека и гражданина, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

3.                          Никто не обязан сообщать о своём отношении к религии и не может подвергаться принуждению при определении своего отношения к религии, к исповеданию или отказу от исповедания религии. Запрещается вовлечение малолетних в религиозные объединения, а также обучение малолетних религии вопреки их воле и без согласия их родителей или лиц, их заменяющих.

4.                          Статья 5. Религиозное образование

Части 1 и 4 предусматривают и права граждан на обучение религии как таковой. Это оказывается возможным по просьбе родителей, с согласия детей и по согласованию с соответствующим органом местного самоуправления.

3)    КОНВЕНЦИЯ О ПРАВАХ РЕБЕНКА

Статья 12

1. Государства - участники обеспечивают ребенку, способному сформулировать свои собственные взгляды, право свободно выражать эти взгляды по всем вопросам, затрагивающим ребенка, причем взглядам ребенка уделяется должное внимание в соответствии с возрастом и зрелостью ребенка.

Статья 14

1. Государства-участники уважают право ребенка на свободу мысли, совести и религии.

3. Свобода исповедовать свою религию или веру может подвергаться только тем ограничениям, которые установлены законом и необходимы для охраны государственной безопасности, общественного порядка, нравственности и здоровья населения или защиты основных прав и свобод других лиц.

4)        ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН «ОБ ОБРАЗОВАНИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе

2) воспитание - деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства.

Статья 48. Обязанности и ответственность педагогических работников

3.             Педагогическим работникам запрещается использовать образовательную деятельность для политической агитации, принуждения обучающихся к принятию политических, религиозных или иных убеждений либо отказу от них, для разжигания социальной, расовой, национальной или религиозной розни, для агитации, пропагандирующей исключительность, превосходство либо неполноценность граждан по признаку социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности, их отношения к религии, в том числе посредством сообщения обучающимся недостоверных сведений об исторических, о национальных, религиозных и культурных традициях народов, а также для побуждения обучающихся к действиям, противоречащим Конституции Российской Федерации.

4.             Статья 87. Особенности изучения основ духовно-нравственной культуры народов Российской Федерации. Особенности получения теологического и религиозного образования.

1.                          В целях формирования и развития личности в соответствии с семейными и общественными духовно-нравственными и социокультурными ценностями в основные образовательные программы могут быть включены, в том числе на основании требований соответствующих федеральных государственных образовательных стандартов, учебные предметы, курсы, дисциплины (модули), направленные на получение обучающимися знаний об основах духовно-нравственной культуры народов Российской Федерации, о нравственных принципах, об исторических и культурных традициях мировой религии (мировых религий), или альтернативные им учебные предметы, курсы, дисциплины (модули).

2.                          Выбор одного из учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), включенных в основные общеобразовательные программы, осуществляется родителями (законными представителями) обучающихся.

3.                          Примерные основные образовательные программы в части учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), направленных на получение обучающимися знаний об основах духовно-нравственной культуры народов Российской Федерации, о нравственных принципах, об исторических и культурных традициях мировой религии (мировых религий), проходят экспертизу в централизованной религиозной организации на предмет соответствия их содержания вероучению, историческим и культурным традициям этой организации в соответствии с ее внутренними установлениями в порядке, предусмотренном частью 11 статьи 12 настоящего Федерального закона.

5.                  К учебно-методическому обеспечению учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), направленных на получение обучающимися знаний об основах духовно-нравственной культуры народов Российской Федерации, о нравственных принципах, об исторических и культурных традициях мировой религии (мировых религий), а также учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей) в области теологии привлекаются соответствующие централизованные религиозные организации.

Приказ Минобрнауки России от 14.02.2014 г. № 115 «Об утверждении Порядка заполнения, учёта и выдачи аттестатов об основном общем и среднем общем образовании и их дубликатов», п. 5.3.б.

Примерная основная образовательная программа начального общего образования.

Примерная основная образовательная программа основного общего образования. 7) Письмо Минобрнауки России от 31 марта 2015 года № 08-461 «О направлении Регламента выбора модуля ОРКСЭ».

8)                          Письмо 08-761 от 25.05.2015 г. «Об изучении предметных областей

«Основы религиозных культур и светской этики» и «Основы духовно- нравственной культуры народов России».

9)                          Письмо Минобрнауки России от 1 сентября 2016 года 08-1803 «О реализации предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России». 10) Письмо Минобрнауки России от 26 июня 2017 года № 08-1300 «О программе повышения квалификации».

II.                                                                                                                     Требования обновлённых ФГОС при реализации курсов ОРКСЭ и ОДНКНР.

Нормативно-правовые требования к реализации духовно- нравственного образования установлены в федеральных государственных образовательных стандартах начального и общего образования, являющихся нормативными правовыми актами Министерства образования и науки Российской Федерации. ФГОС начального общего образования, принятый в 2009 году с изменениями от 31.12.2015 г. в числе обязательных предметных областей для изучения на уровне начального общего образования включает предметную область «Основы религиозных культур и светской этики» (п.19.3), определяет основные задачи реализации содержания. Также ФГОС НОО устанавливает, что в рамках ОРКСЭ по выбору родителей (законных представителей) изучаются: основы православной культуры, основы иудейской культуры, основы буддийской культуры, основы исламской культуры, основы мировых религиозных культур, основы светской этики. В ФГОС основного общего образования с изменениями от 31.12.2015 г. включена обязательная предметная область «Основы духовно-нравственной культуры народов России».

С 16 июля 2021 г. вступили в силу новые Федеральные государственные образовательные стандарты начального общего образования (ФГОС НОО) и основного общего образования (ФГОС ООО), утвержденные приказами Министерства просвещения Российской Федерации от 31 мая 2021 года № 286 и № 287 взамен действовавших (с изменениями и дополнениями) ФГОС НОО, утвержденного приказом Минобрнауки России от 6 октября 2009 г. 373 и ФГОС ООО,  утвержденного  приказом Минобрнауки России от 17 декабря 2010 г. № 1897. Обновленные ФГОСы содержат новые материалы, связанные с преподаванием в общеобразовательных организациях комплексных учебных курсов ОРКСЭ и ОДНКНР.

В новом ФГОС НОО в целом сохранились нормативные условия реализации ОРКСЭ, преподавания ОПК в рамках ОРКСЭ, установленные в предыдущей редакции стандарта. Основные материалы по ОРКСЭ, ОПК в ОРКСЭ содержатся в разделах 32.1 и 43.6 ФГОС НОО.

В разделе 32.1 об учебном плане программы начального общего образования указано:

«В учебный план входят следующие обязательные для изучения предметные области, учебные предметы (учебные модули): учебный модуль

«Основы православной культуры»; учебный модуль «Основы исламской культуры»; учебный модуль «Основы буддийской культуры»; учебный модуль «Основы иудейской культуры»; учебный модуль «Основы религиозных культур народов России»; учебный модуль «Основы светской этики».

Далее в комментарии указано:

«При изучении предметной области «Основы религиозных культур и светской этики» выбор одного из учебных модулей «Основы православной культуры», «Основы исламской культуры», «Основы буддийской культуры»,

«Основы иудейской культуры», «Основы религиозных культур народов России», «Основы светской этики» осуществляется по заявлению родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся».

Таким образом, в новом ФГОС НОО положение о выборе изучения одного из «учебных модулей» ОРКСЭ по заявлению родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, а также перечисление названий этих учебных модулей — включено в основной текст ФГОС НОО, что закрепляет принцип преподавания религиозных культур и светской этики в школе по выбору родителей, семьи школьника. В предыдущем ФГОС НОО состав предметной области ОРКСЭ был указан в сноске (включенной в ФГОС НОО только в 2012 г.): «*По выбору родителей (законных представителей) изучаются основы православной культуры, основы иудейской культуры, основы буддийской культуры, основы исламской культуры, основы мировых религиозных культур, основы светской этики».

В предложениях, направленных в Министерство в процессе разработки новых ФГОС участниками Всероссийского методического объединения по ОРКСЭ и ОДНКНР, поддержанных представителями всех российских религиозных организаций — участников образования по ОРКСЭ, для обозначения состава предметной области ОРКСЭ предлагалось использовать термин «учебные предметы». В новом ФГОС НОО, к сожалению, для

обозначения ОПК и других предметов по выбору в рамках ОРКСЭ, использовано понятие «учебные модули».

Можно обратить внимание на включенные в новые ФГОСы определения учебного предмета, курса, модуля (п. 6 в ФГОС НОО, п. 5 в ФГОС ООО). С учетом их содержания определение учебного предмета вполне соответствует православной культуре (ОПК). Как учебный предмет православная культура имеет свои дидактические особенности, изучается обучающимися разного возраста, отражает предмет соответствующей науки (для предмета по православной культуре в средней школе можно говорить о соответствии его содержания православной христианской теологии, признанной научной дисциплиной). По данному в ФГОС НОО определению

«учебный модуль» понимается как относительно самостоятельный тематический блок учебного предмета или учебного курса, либо нескольких взаимосвязанных разделов (п. 5.1 ФГОС НОО). Но «модули» ОРКСЭ не составляют «тематических блоков» какого-то учебного предмета или курса, изучаются обучающимися не все, последовательно, а только один, по выбору. Все они имеют каждый своё, особое предметное содержание, дидактические особенности его освоения, особые образовательные задачи. Некорректным является и наименование ОРКСЭ «учебным курсом», «комплексным учебным курсом» (в новом ФГОС НОО не используется), и наименование ОРКСЭ «учебным предметом».

В соответствии с предложениями участников Всероссийского методического объединения по ОРКСЭ и ОДНКНР в новом ФГОС НОО изменено название сравнительно-религиоведческого учебного модуля ОРКСЭ: вместо названия «Основы мировых религиозных культур»

«Основы религиозных культур народов России». Это более точное название данного предмета (модуля), поскольку изначально, при его включении в ОРКСЭ (тогда ОДНКНР) в 2009 году имелось в виду изучение основных религиозных традиций в Российской Федерации, религиозных культур народов России (фактически православие, ислам, буддизм, иудаизм), а не всех религий в мире или только «мировых религий». Соответственно, в образовательных материалах по данному модулю не должны присутствовать материалы по другим, не российским религиям, по «древним религиям» и т.п.

В разделе 43 «Предметные результаты освоения программы начального общего образования с учетом специфики содержания предметных областей, включающих конкретные учебные предметы (учебные модули)» в подразделе

43.6 представлены предметные результаты по ОРКСЭ.

В начале подраздела дублируется положение о преподавании основ религиозных культур и светской этики по выбору семьи школьника:

«По выбору родителей (законных                                                          представителей) несовершеннолетних обучающихся в рамках учебного предмета «Основы религиозных культур и светской этики» предметной области «Основы религиозных культур и светской этики» изучаются учебные модули: «Основы православной культуры», «Основы иудейской культуры», «Основы буддийской культуры», «Основы исламской культуры», «Основы религиозных культур народов России» или «Основы светской этики»».

III.   Требования обновлённых ФГОС при реализации учебного модуля

«Основы православной культуры».

Образовательные и воспитательные цели модуля:

1)        понимание необходимости нравственного совершенствования, духовного развития, роли в этом личных усилий человека;

2)        формирование умений анализировать и давать нравственную оценку поступкам, отвечать за них, проявлять готовность к сознательному самоограничению в поведении;Хочу такой сайт

3)        осуществление обоснованного нравственного выбора с опорой на этические нормы православной культуры;

4)        формирование умений рассказывать об основных особенностях вероучения религии (православного христианства), называть основателя и основные события, связанные с историей ее возникновения и развития;

5)        знание названий священных книг в православии, умение кратко описывать их содержание;

6)        формирование умений называть и составлять краткие описания особенностей православных культовых сооружений, религиозных служб, обрядов и таинств;

7)        построение суждений оценочного характера, раскрывающих значение нравственности, веры как регуляторов поведения человека в обществе и условий духовно-нравственного развития личности;

8)        понимание ценности семьи, умение приводить примеры положительного влияния православной религиозной традиции на отношения в семье, воспитание детей;

9)        овладение навыками общения с людьми разного вероисповедания; осознание, что оскорбление представителей другой веры есть нарушение нравственных норм поведения в обществе;

10)    понимание ценности человеческой жизни, человеческого достоинства, честного труда людей на благо человека, общества;

11)    формирование умений объяснять значение слов: «милосердие»,

«сострадание», «прощение», «дружелюбие»;

12)    умение находить образы, приводить примеры проявлений любви к ближнему, милосердия и сострадания в православной культуре, истории России, современной жизни;

13)    открытость к сотрудничеству, готовность оказывать помощь; осуждение любых случаев унижения человеческого достоинства».

Аналогичные требования сформулированы и по другим учебным модулям ОРКСЭ. Данные перечни согласованы друг с другом, наряду со специфическими позициями содержат общие позиции. В отношении их содержания следует указать, что, включение в ФГОС НОО формулировок требований к предметным результатам образования отдельно по каждому из

«учебных модулей» (предметов) по выбору — является правильным, необходимым. Предложения об этом, о такой детализации, имея в виду, что в предыдущем ФГОС НОО требования были сформулированы только в целом к предметной области ОРКСЭ, неоднократно направлялись в Министерство в процессе разработки новых ФГОС. Таким образом, это предложение было учтено при подготовке нового ФГОС НОО.

IV.                                                                        Аспекты духовно-нравственного воспитания учащихся в обновлённых ФГОС.

В части содержания, условий духовно-нравственного воспитания школьников в новом ФГОС НОО обновлены требования к программе воспитания в образовательной организации, сформулированы положения о

«духовно-нравственном воспитании» в разделе о личностных результатах освоения школьниками программы начального общего образования:

«41. Личностные результаты освоения программы начального общего образования достигаются в единстве учебной и воспитательной деятельности Организации в соответствии с традиционными российскими социокультурными и духовно-нравственными ценностями, принятыми в обществе правилами и нормами поведения и способствуют процессам самопознания, самовоспитания и саморазвития, формирования внутренней позиции личности.

41.1. Личностные результаты освоения программы начального общего образования должны отражать готовность обучающихся руководствоваться ценностями и приобретение первоначального опыта деятельности на их основе, в том числе в части:

41.1.2. Духовно-нравственного воспитания:

признание индивидуальности каждого человека;

проявление сопереживания, уважения и доброжелательности;

неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического и морального вреда другим людям».

В отношении этих формулировок следует исходить из понимания, что до сих пор в государственных нормативных документах, образовательных стандартах не зафиксировано определённое, корректное понимание духовно- нравственного воспитания, его содержания и специфики, отличающей его от воспитания вообще, других направлений воспитания. Духовно-нравственное воспитание трактуется, формулируется в положениях, не отражающих и не характеризующих его содержание и специфику, особенности реализации в государственной и муниципальной школе — в общих формулировках «о нравственности», как это дано и в новом ФГОС НОО (признание индивидуальности, проявление сопереживания, доброжелательности и т.п.).

Специфика духовно-нравственного воспитания состоит в воспитании на основе определённой духовно-нравственной культуры (в ОРКСЭ конкретно — религиозных культур народов России: православной, исламской, буддийской, иудейской), на основе соответствующего мировоззрения и системы морали, с ориентацией личности на нравственный идеал и высшие, смысложизненные ценности в конкретной духовно- нравственной культуре, традиции, с целью приобщения к этой духовно- нравственно культуре, традиции.

Специфика духовно-нравственного воспитания, образования была отмечена в методическом материале Минобрнауки России в формулировке одной из задач преподавания религиозных культур и светской этики в школе:

«формирование ценностно-смысловой сферы личности с учётом мировоззренческих и культурных особенностей и потребностей семьи» (Инструктивно-нормативное письмо Минобрнауки России «Об обучении основам религиозных культур и светской этики» в общеобразовательных учреждениях» для учителей и организаторов введения курса от 22.08.2012 № 08-250). О специфике духовно-нравственного воспитания при изучении православной культуры, цели православного духовно-нравственного образования как приобщения ребенка к православной культуре, традиции, высказывался Святейший Патриарх Кирилл, обращая при этом внимание на принципиальное отличие задач духовно-нравственного и религиоведческого образования детей в школе: «Также обращаю ваше внимание на то, что в школе иногда при преподавании курса ОПК изучение православной культуры подменяется неким общим религиоведческим курсом, исходящим из секулярного подхода к религии. В этом случае искажается главная цель духовно-нравственного образования, а именно приобщение ребёнка к традиции, в которой живет его семья» (Выступление на XX Международных Рождественских образовательных чтениях).

Особенности духовно-нравственного воспитания в государственной и муниципальной школе определяются его спецификой. Оно осуществляется: исключительно на добровольной основе, по выбору родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, имеющих по закону преимущественное право на их воспитание своих детей перед всеми другими лицами; с учётом принципа вариативности (православное, исламское и др. в рамках ОРКСЭ); с участием соответствующих религиозных организаций, обеспечивающих идентичность содержания образования (воспитания и обучения) вероучению, историческим и культурным традициям религиозной организации (Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации», ч. З ст. 87). Духовно-нравственное воспитание в школе, конкретно православное христианское духовно-нравственное воспитание при изучении православной культуры (ОПК), не предусматривает только так называемого «обучения религии» — «подготовки обучающихся к участию в богослужениях, обучения религиозной практике в религиозной общине» (письмо Минобрнауки России от 22.08.2012 № 08-250).

При отсутствии пока в ФГОС НОО определения специфики духовно- нравственного воспитания, духовно-нравственного образования (воспитания и обучения), использование формулировок ФГОС НОО о духовно- нравственном воспитании, как нормативного документа, может дополняться в образовательных программах образовательных организаций, в рабочих программах воспитания, рабочих программах педагогов указанными выше положениями, формулировками, характеризующими специфику содержания, целеполагания и условий духовно-нравственного воспитания школьников, конкретно православного христианского духовно-нравственного воспитания.

 

V.                               Особенности составления программы воспитания в образовательной организации в соответствии с обновлёнными ФГОС.

 

В новом ФГОС НОО обновлены материалы, относящиеся к воспитанию в общеобразовательной организации, в частности требования к структуре рабочей программы воспитания в образовательной организации:

«31.3. Рабочая программа воспитания должна быть направлена на развитие личности обучающихся, в том числе духовно-нравственное развитие, укрепление психического здоровья и физическое воспитание, достижение ими результатов освоения программы начального общего образования.

Рабочая программа воспитания может иметь модульную структуру и включать:

анализ воспитательного процесса в Организации; цель и задачи воспитания обучающихся;

виды, формы и содержание воспитательной деятельности с учетом специфики Организации, интересов субъектов воспитания, тематики учебных модулей;

систему поощрения социальной успешности и проявлений активной жизненной позиции обучающихся.

Рабочая программа воспитания реализуется в единстве урочной и внеурочной деятельности, осуществляемой Организацией совместно с семьей и другими институтами воспитания.

Рабочая программа воспитания должна предусматривать приобщение обучающихся к российским традиционным духовным ценностям, включая культурные ценности своей этнической группы, правилам и нормам поведения в российском обществе».

В предыдущем ФГОС НОО структура рабочей программы воспитания соответствовала примерной программе воспитания, включенной в Федеральный реестр образовательных программ в 2020 году, в соответствии с которой в настоящее время в школах перерабатываются образовательные программы, программы воспитания. В новом ФГОС НОО эта структура изменена, особенно первое и последнее из четырёх требований к структуре рабочей программы воспитания. Указанная примерная программа воспитания 2020 г. разработана одна на все уровни школы — начальное, основное, среднее общее образования. В ее содержании практически не отражены специфика и содержание духовно-нравственного воспитания, слабо представлены ценностно-целевые основы гражданско-патриотического воспитания. С учётом нового ФГОС НОО, возможно, в Федеральный реестр будут включены и другие примерные программы воспитания, тогда в образовательных организациях можно будет выбирать какую из них брать за основу рабочей программы воспитания. При этом сохраняется только требование ФГОС НОО, чтобы в структуре данной программы были отражены указанные четыре раздела. Это значимо для понимания участия в разработке образовательных программ, рабочих программ воспитания в образовательных организациях церковных специалистов, что возможно в формате взаимодействия образовательных организаций с религиозными организациями как одним из социальных институтов воспитания, их представителями, в том числе согласно заключённым договорам, соглашениям о сотрудничестве между школами и церковными организациями (приходами, епархиями и др.).

 

VI.                Особенности реализации предметной области ОДНКНР на уровне основного общего образования в соответствии с обновлёнными ФГОС.

Преподавание православной культуры (ОПК) на уровне основного общего образования в настоящее время может осуществляться в рамках обязательной предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России» (ОДНКНР), а также за рамками ОДНКНР по всем годам обучения в 5-9-х классах.

В новом ФГОС ООО, в целом, сохранились нормативные условия реализации ОДНКНР как обязательной предметной области, условия преподавания православной культуры (ОПК). Новый ФГОС ООО не изменяет условий преподавания православной культуры (ОПК) в части программы основного общего образования, учебного плана, формируемой участниками образовательных отношений и за рамками ОДНКНР «за счет включения в учебные планы учебных предметов, учебных курсов (в том числе внеурочной деятельности), учебных модулей по выбору обучающихся,

родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся из перечня, предлагаемого Организацией» (п. 25 ФГОС ООО).

Таким образом, учебные предметы, курсы православной культуры (ОПК) в соответствии с новым ФГОС ООО могут преподаваться в 5-9-х классах в предметной области ОДНКНР, а также вне ОДНКНР в части программы основного общего образования, учебного плана, формируемой участниками образовательных отношений в урочной форме (с учётом установленных норм максимальной учебной нагрузки обучающимся). В то же время, проблема полноценного преподавания, гарантий преподавания православной культуры (ОПК) на уровне основного общего образования, в 5-

9 классах средней школы, аналогично гарантиям преподавания ОПК в ОРКСЭ в 4 классах, с принятием нового ФГОС ООО — пока не решена, сохраняет актуальность.

В новом ФГОС ООО сохраняется и правовая коллизия, противоречие, заключающееся в положении ОДНКНР в ФГОС ООО как обязательной предметной области (п. 33.1) и отсутствием ОДНКНР в обязательной части примерных учебных планов основного общего образования в актуальной, последней по времени одобренной примерной основной образовательной программе основного общего образования (ПООП ООО), принятой в 2015 г. (в редакции протокола № 1/20 от 04.02.2020).

Возможно, предметная область ОДНКНР будет включена в обязательную часть примерных учебных планов основного общего образования для общеобразовательных организаций в новых примерных образовательных программах основного общего образования с указанием классов, учебных годов реализации, учебной нагрузки по годам обучения.

Основные материалы по предметной области ОДНКНР содержатся в разделах 33.1 и 45.8 нового ФГОС ООО.

В разделе 33.1 относительно ОДНКНР указано:

«При изучении предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России» по заявлению обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся осуществляется выбор одного из учебных курсов (учебных модулей) из перечня, предлагаемого Организацией».

Это учебные курсы (с соответствующими учебниками, пособиями) для 5, 6 и последующих классов на уровне основного общего образования:

1)                  на основе учебников (учебно-методических комплексов) по православной культуре (ОПК), включенных в актуальный Федеральный перечень учебников (раздел 2.1.2.2 в Федеральном перечне учебников по приказу Минпросвещения России от 20.05.2020 № 254);

2)               на основе учебных пособий по православной культуре (ОПК), допущенных для использования в школах по приказу Минобрнауки России от 09.06.2016 № 699 (изданных в организациях, включённых в перечень организаций по данному приказу).

Указание в разделе 33.1 (также ниже в разделе 45.8) — «по заявлению обучающихся…» — является ошибочным. В 5-9 классах обучаются дети, несовершеннолетние, и они не имеют права выбирать учебные курсы духовно-нравственной воспитательной направленности, прежде всего по закону (ФЗ «Об образовании в Российской Федерации, ст. 87, ч. 2). ФГОС НОО не может противоречить федеральному закону, выбор учебного курса в предметной области ОДНКНР для своих детей, обучающихся должны осуществлять только их родители (законные представители).

Во избежание возможных некорректных трактовок требований ФГОС ООО по реализации ОДНКНР следует указать, что фраза в разделе 33.1: «по заявлению обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся осуществляется выбор одного из учебных курсов… из перечня, предлагаемого Организацией» — не может трактоваться как указание на обязательный выбор всеми родителями (законными представителями) несовершеннолетних обучающихся в конкретном классе или в школе, в Организации в целом только одного учебного курса в рамках ОДНКНР. В таком случае не было бы необходимости для школы, Организации предлагать родителям обучающихся

«перечень» таких учебных курсов.

Родители (законные представители) обучающихся в школе, в классе могут, имеют право выбирать разные учебные курсы, в том числе учитывающие их этнокультурные интересы. Важно, чтобы в каждой школе и в каждом классе была обеспечена возможность выбора родителями изучения учебных курсов по православной культуре (ОПК) в 5, 6 и последующих классах на уровне основного общего образования.

Важно отметить, что выбор родителями (законными представителями) несовершеннолетних обучающихся одного из учебных курсов в предметной области ОДНКНР из предлагаемого Организацией (школой) перечня осуществляется «по заявлению», т.е. он должен быть зафиксирован, должно быть письменное заявление о выборе, аналогичное тому, которое оформляется при выборе предметов (модулей) в ОРКСЭ.

Это является подтверждением того, что ОДНКНР преемственная предметная область с ОРКСЭ в начальной школе, она предусматривает выбор учебного курса духовно-нравственной воспитательной направленности, с учетом специфики духовно-нравственного образования, воспитания, о которой было сказано выше. Именно поэтому выбирать такой учебный курс, направленный на «формирование ценностно-смысловой сферы личности школьника с учетом мировоззренческих и культурных особенностей и потребностей его семьи» (см. выше о специфике духовно-нравственного воспитания), должны родители обучающегося, имеющие преимущественное право на его воспитание перед всеми другими лицами.

Все учебные предметы, курсы по православной культуре (ОПК) как в рамках ОДНКНР, так и за рамками ОДНКНР, преподаются в части учебного плана, формируемой участниками образовательных отношений. Данная часть учебного плана, как указано в ФГОС ООО, предназначена, в частности, для:

«обеспечения индивидуальных потребностей обучающихся… с целью удовлетворения различных интересов обучающихся… учитывающие этнокультурные интересы…» (п. 33.2 ФГОС ООО).

Таким образом, вопрос о преподавании в рамках ОДНКНР одного или нескольких учебных курсов по выбору по православной культуре (ОПК) на уровне основного общего образования, в 5-6 и далее классах, остаётся формально в компетенции образовательной организации, а практически в существенной мере зависит от желания, решений родителей, родительского сообщества чтобы их дети продолжали изучение православной культуры, начатое в 4 классах далее, в 5 и последующих классах школы.

В разделе 45.8 ФГОС ООО сформулированы предметные результаты освоения программы основного общего образования по ОДНКНР:

«45.8. Предметные результаты по предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России» должны обеспечивать:

1)               понимание вклада представителей различных народов России в формирования ее цивилизационного наследия;

2)              понимание ценности многообразия культурных укладов народов, Российской Федерации;

3)              поддержку интереса к традициям собственного народа и народов, проживающих в Российской Федерации;

4)               знание исторических примеров взаимопомощи и сотрудничества народов Российской Федерации;

5)                  формирование уважительного отношения к национальным и этническим ценностям, религиозным чувствам народов Российской Федерации;

6)    осознание ценности межнационального и межрелигиозного согласия;

7)                      формирование представлений об образцах и примерах традиционного духовного наследия народов Российской Федерации».

Здесь же далее указано:

«Предметные результаты по предметной области «Основы духовно- нравственной культуры народов России» конкретизируются Организацией с учетом выбранного по заявлению обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся из перечня, предлагаемого Организацией, учебного курса (учебного модуля) по указанной предметной области, предусматривающего региональные, национальные и этнокультурные особенности региона».

Также, как и в разделе 33.1, во избежание возможных некорректных трактовок требований ФГОС ООО по реализации ОДНКНР следует указать, что фраза в разделе 45.8: «с учетом выбранного по заявлению обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся из перечня, предлагаемого Организацией, учебного курса (учебного модуля) по


указанной предметной области, предусматривающего региональные, национальные и этнокультурные особенности региона» не может трактоваться как указание на обязательный выбор в рамках ОДНКНР только одного учебного курса в конкретном классе или в Организации в целом. В таком случае не было бы необходимости для школы, Организации предлагать родителям обучающихся перечень таких учебных курсов. Родители (законные представители) обучающихся в классе, школе могут выбирать разные учебные курсы, в том числе курсы, учитывающие их этнокультурные интересы.

Минимальный объём преподавания в урочной форме в предметной области ОДНКНР для выставления отметки по ОДНКНР в аттестат о получении основного общего образования также составляет не менее 64 часов, как это было указано в методических рекомендациях Минобранауки России (Письмо от 19.01.2018 № 08-96 «О методических рекомендациях»

prezentaciyadlyasobraniya.pptx (скачать)
Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».