Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Первомайская школа» Симферопольского района Республики Крым
(МБОУ «Первомайская школа»)
РАССМОТРЕНО
на заседании
педагогического совета
протокол от 29.08.2025 № 10
СОГЛАСОВАНО
на заседании
Управляющего совета
протокол от 29.08.2025 № 06
УТВЕРЖДЕНО
Директор________Т.С. Янковская
Приказ от 01.09.2025 № 256-о
УЧТЕНО МНЕНИЕ
Совета родителей (законных
представителей) несовершеннолетних
обучающихся
Протокол от 29.08.2025 № 04
Локальный акт _______
ПОЛОЖЕНИЕ
ОБ ОРГАНИЗАЦИИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В МБОУ
«ПЕРВОМАЙСКАЯ ШКОЛА»
с. Первомайское,
2025
2
ПОЛОЖЕНИЕ
об организации внеурочной деятельности в МБОУ «Первомайская школа»
I. Общие положения
1.1. Настоящее Положение разработано в соответствии с перечнем нормативно-правовых
актов:
- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ
(с изменениями и дополнениями);
- приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2021 № 286 «Об
утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего
образования» (с изменениями, утвержденными приказом Министерства просвещения
Российской Федерации от 08.11.2022 № 955) (далее - ФГОС НОО);
- приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2021 № 287 «Об
утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего
образования» (с изменениями, утвержденными приказом Министерства просвещения
Российской Федерации от 08.11.2022 № 955) (далее - ФГОС ООО);
- приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.05.2012 № 413
«Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего
общего образования» (с изменениями, утвержденными приказом Министерства просвещения
Российской Федерации от 12.08.2022 № 732) (далее - ФГОС СОО);
- приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 21.09.2022 № 858 «Об
утверждении федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации
имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего,
основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими
образовательную деятельность»;
- приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 22.03.2021 № 115 «Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального
общего, основного общего и среднего общего образования» (с изменениями и дополнениями);
- приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 18.05.2023 № 372 «Об
утверждении федеральной образовательной программы начального общего образования»
(далее - ФОП НОО);
- приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 18.05.2023 № 370 «Об
утверждении федеральной образовательной программы основного общего образования» (далее
- ФОП ООО);
- приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 18.05.2023 № 371 «Об
утверждении федеральной образовательной программы среднего общего образования» (далее ФОП СОО);
- постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от
28.01.2021 № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21
«Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности
для человека факторов среды обитания» (далее - СанПиН 1.2.3685-21);
- письмо Министерства просвещения Российской Федерации от 05.07.2022 № ТВ-1290/03
«О направлении методических рекомендаций в рамках реализации обновленных федеральных
государственных образовательных стандартов начального общего образования и основного
3
общего образования» (вместе с письмом об организации внеурочной деятельности»);
- письмо Министерства просвещения Российской Федерации от 17.06.2022 № 03-871 «Об
организации занятий «Разговоры о важном»»;
- Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года
(Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29.05.2015 № 996-р);
- План мероприятий по реализации в 2021-2025 годах Стратегии развития воспитания в
Российской Федерации на период до 2025 года (распоряжение Правительства Российской
Федерации от 12 ноября 2020 г. № 2945-р);
- План основных мероприятий, проводимых в рамках Десятилетия детства, на период до
2027 года (распоряжение Правительства Российской Федерации от 23.01.2021 № 122-р);
- письмо Министерства просвещения Российской Федерации от 14.02.2023 № 03-287 «О
направлении инструктивного письма об организации изучения начальной военной подготовки
в образовательных организациях в рамках освоения основных общеобразовательных
программ»;
- письмо Министерства просвещения Российской Федерации от 17.08.2023 № ДГ-1773/05
«Методические рекомендации по реализации профориентационного минимума в
образовательных организациях Российской Федерации, реализующих образовательные
программы основного общего и среднего общего образования»;
- распоряжение Совета министров Республики Крым от 08.12.2021 № 1658-р «Об
утверждении Плана мероприятий по реализации в Республике Крым в 2021-2025 годах
Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года»;
- распоряжение Совета министров Республики Крым от 15.04.2022 № 467-р «О развитии
детско-юношеского спорта в Республике Крым до 2030 года» (с изменениями и
дополнениями);
- приказ Министерства образования, науки и молодежи Республики Крым от 12.09.2023
№ 1533 «Об утверждении Стандарта проектов предпрофессионального образования в
общеобразовательных организациях Республики Крым в 2023/2024 учебном году»;
- приказ Министерства образования, науки и молодежи Республики Крым от 03.07.2023
№ 1121 «О внедрении Единой модели профессиональной ориентации - профориентационного
минимума для 6-11 классов общеобразовательных организаций Республики Крым в 2023
году»;
- приказ Министерства образования, науки и молодежи Республики Крым от 10.07.2023
№ 1153 (с изменениями от 30.10.2023) «Об утверждении перечня образовательных
организаций, участвующих во внедрении Единой модели профессиональной ориентации профориентационного минимума для 6-11 классов общеобразовательных организаций
Республики Крым в 2023 году»;
- письмо Министерства образования, науки и молодежи Республики Крым от 13.04.2023
№ 1988/01-15 «О формировании учебных планов общеобразовательных организаций на
2023/2024 учебный год».
II. Особенности формирования плана внеурочной деятельности
согласно требованиям ФОП НОО, ООО и СОО
2.1.Особенности формирования плана внеурочной деятельности на уровне НОО.
Пункт 173 ФОП НОО посвящен планированию и реализации внеурочной деятельности в
рамках начального общего образования.
Согласно пп. 173.1 ФОП НОО назначением плана внеурочной деятельности является
4
психолого-педагогическое сопровождение обучающихся с учетом успешности их обучения,
уровня социальной адаптации и развития, индивидуальных способностей и познавательных
интересов.
План внеурочной деятельности формируется ОО с учетом предоставления права
участникам образовательных отношений выбора направления и содержания учебных курсов.
Внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности
обучающегося с учетом намеченных задач внеурочной деятельности. Все ее формы
представляются в деятельностных формулировках, что подчеркивает их практикоориентированные характеристики (пп. 173.3 ФОП НОО).
Согласно пп. 173.4 ФОП НОО возможные направления внеурочной деятельности и их
содержательное наполнение являются для ОО общими ориентирами и не подлежат
формальному копированию.
Общий объем внеурочной деятельности не должен превышать 10 часов в неделю (пп.
173.5 ФОП НОО).
Основными направлениями внеурочной деятельности на уровне начального общего
образования (пп. 173.7.1-173.7.7 ФОП НОО) являются:
- спортивно-оздоровительная деятельность;
- проектно-исследовательская деятельность;
- коммуникативная деятельность;
- художественно-эстетическая творческая деятельность;
- информационная культура;
- интеллектуальные марафоны;
- «Учение с увлечением».
К участию во внеурочной деятельности могут привлекаться организации и учреждения
дополнительного образования, культуры и спорта. В этом случае внеурочная деятельность
может быть организована не только в помещениях ОО, но и на территории другого
учреждения (организации), участвующего во внеурочной деятельности.
При организации внеурочной деятельности непосредственно в 00 в этой работе могут
принимать участие все педагогические работники организации (учителя начальной школы,
учителя-предметники, социальные педагоги, педагоги-психологи, учителя-дефектологи,
логопед, воспитатели, библиотекарь и другие педагогические работники) (пп. 173.10 ФОП
НОО).
Координирующую роль в организации внеурочной деятельности выполняет, как
правило, педагогический работник, преподающий на уровне НОО/заместитель директора по
учебно- воспитательной работе, кандидатура которого утверждена распорядительным актом
руководителя (пп. 173.12 ФОП НОО).
Примерные формы организации внеурочной деятельности по основным направлениям
перечислены в пп. 173.13.1 - 173.17.7 ФОП НОО.
Рекомендуется на уровне НОО в рамках внеурочной деятельности реализовывать
программу социальной активности «Орлята России».
2.2.Особенности формирования плана внеурочной деятельности на уровне ООО.
Пункт 169 ФОП ООО посвящен планированию и реализации внеурочной деятельности
в рамках основного общего образования.
Пп. 169.1 ФОП ООО установлено, что внеурочная деятельность направлена на
достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы
(личностных, метапредметных и предметных) и осуществляется в формах, отличных от
5
урочной.
Внеурочная деятельность является неотъемлемой и обязательной частью ООП (пп.
169.2 ФОП ООО).
Согласно пп. 169.3 ФОП ООО план внеурочной деятельности представляет собой описание
целостной системы функционирования ОО в сфере внеурочной деятельности и может
включать в себя следующие направления:
- внеурочная деятельность по учебным предметам образовательной программы;
- внеурочная деятельность по формированию функциональной грамотности;
- внеурочная деятельность по развитию личности, ее способностей, удовлетворения
образовательных потребностей и интересов;
- внеурочная деятельность, направленная на реализацию комплекса воспитательных
мероприятий на уровне класса, ОО, творческих объединений;
- внеурочная деятельность по организации деятельности ученических сообществ;
- внеурочная деятельность, направленная на организационное обеспечение учебной
деятельности (организационные собрания, взаимодействие с родителями по успешной
реализации ООП и т.д.);
- внеурочная деятельность, направленная на организацию педагогической поддержки
обучающихся;
- внеурочная деятельность, направленная на обеспечение благополучия обучающихся
(безопасность жизни и здоровья обучающихся, безопасные межличностные отношения в
учебных группах и т.д.).
Общий объем внеурочной деятельности составляет за 5 лет обучения не более 1750 часов,
в год - 350 часов (пп. 169.5 ФОП ООО) и не должен превышать 10 часов в неделю (пп. 169.7
ФОП ООО).
Для недопущения перегрузки обучающихся допускается перенос образовательной
нагрузки, реализуемой через внеурочную деятельность, на периоды каникул, но не более 1/2
количества часов. Внеурочная деятельность в каникулярное время может реализовываться в
рамках тематических программ (лагерь с дневным пребыванием на базе 00 или на базе
загородных детских центров, в походах, поездках и другие) (пп. 169.6 ФОП ООО).
При этом, согласно пп. 169.9 ФОП ООО, в зависимости от задач на каждом этапе
реализации ООП ООО, количество часов, отводимых на внеурочную деятельность, может
изменяться.
Расход времени на отдельные направления плана внеурочной деятельности могут
отличаться:
- на внеурочную деятельность по учебным предметам - от 2 до 4 часов еженедельно;
- на внеурочную деятельность по формированию функциональной грамотности - от 1 до
2 часов еженедельно;
- на внеурочную деятельность по развитию личности - от 1 до 2 часов еженедельно;
- на деятельность ученических сообществ и воспитательные мероприятия - от 2 до 4
часов еженедельно (при подготовке и проведении коллективных мероприятий за 1-2 недели
может быть использовано до 20 часов);
- на организационное обеспечение учебной деятельности - от 2 до 3 часов еженедельно.
При реализации плана внеурочной деятельности должна быть предусмотрена
вариативность содержания внеурочной деятельности с учетом образовательных потребностей
и интересов обучающихся.
В зависимости от задач на каждом этапе реализации ООП количество часов, отводимых
на внеурочную деятельность, так же может изменяться. Например:
6
- в 5 классе - для обеспечения адаптации обучающихся к изменившейся образовательной
ситуации может быть выделено больше часов, чем в 6 или 7 классе;
-в 8 классе - в связи с организацией предпрофильной подготовки и т.д.В зависимости от
решения педагогического коллектива, родительской общественности, интересов и запросов
детей и родителей в ОО могут реализовываться модели плана внеурочной деятельности,
рекомендованные в пп. 169.10 ФОП ООО:
- модель плана с преобладанием учебно-познавательной деятельности;
- модель плана с преобладанием педагогической поддержки обучающихся;
- модель плана с преобладанием деятельности ученических сообществ и т.д.
В зависимости от конкретных условий реализации ООП, числа обучающихся и их
возрастных особенностей допускается формирование учебных групп из обучающихся разных
классов в пределах одного уровня образования (пп. 169.13 ФОП ООО).
В целях реализации плана внеурочной деятельности организацией может
предусматриваться использование ресурсов других организаций (в том числе в сетевой
форме),
включая
организации
дополнительного
образования
соответствующей
направленности, осуществляющих лицензированную образовательную деятельность,
профессиональные образовательные организации, образовательные организации высшего
образования, научные организации и иные организации, обладающие необходимыми
ресурсами (пп. 169.14 ФОП ООО).
2.3.Особенности формирования плана внеурочной деятельности на уровне СОО
Пункт 133 ФОП СОО посвящен планированию и реализации внеурочной деятельности в
рамках среднего общего образования.
Пп. 133.1 ФОП СОО установлено, что под внеурочной деятельностью следует понимать
образовательную деятельность, направленную на достижение планируемых результатов
освоения основной образовательной программы (личностных, метапредметных и предметных),
осуществляемую в формах, отличных от урочной.
Внеурочная деятельность является неотъемлемой и обязательной частью основной
образовательной программы (пп. 133.2 ФОП СОО).
Согласно пп. 133.3 ФОП СОО план внеурочной деятельности является частью
организационного раздела основной образовательной программы среднего общего
образования и представляет собой описание целостной системы функционирования 00 в сфере
внеурочной деятельности и включает в себя:
- план организации деятельности ученических сообществ (групп обучающихся), в том
числе ученических классов, разновозрастных объединений по интересам, клубов; юношеских
общественных объединений, организаций (в том числе и в рамках «Российского движения
школьников»);
- план реализации курсов внеурочной деятельности по выбору обучающихся
(предметные кружки, факультативы, ученические научные общества, школьные олимпиады по
предметам программы среднего общего образования).
Общий объем внеурочной деятельности не должен превышать 700 часов за два учебных
года (пп. 133.5 ФОП СОО), не более 10 часов в неделю (пп. 133.7 ФОП СОО).
На курсы внеурочной деятельности по выбору обучающихся еженедельно выделяется до
4 часов, на организационное обеспечение учебной деятельности, на обеспечение
благополучия обучающегося еженедельно до 1 часа (пп. 133.9 ФОП СОО).
В зависимости от задач на каждом этапе реализации образовательной программы
количество часов, отводимых на внеурочную деятельность, может меняться.
7
В 10 классе, для обеспечения адаптации обучающихся к изменившейся образовательной
ситуации, выделено больше часов, чем в 11 классе.
Особое значение в ФОП СОО отведено на организацию жизни ученических сообществ на
уровне среднего общего образования (пп. 133.11 ФОП СОО).
План внеурочной деятельности предполагает деление на две части: инвариантный и
вариативный компоненты.
Инвариантный компонент (вне зависимости от профиля) предполагает:
- организацию жизни ученических сообществ на уровне класса, 00, участия в детскоюношеских общественных объединениях и т.д.;
- приобщение обучающихся к благоустройству класса, школы, сельского поселения,
города и т.д.;
- участие в экологическом просвещении через приобщение обучающихся к
экологическим акциям с участием родителей, населения, сверстников;
- подготовку личности к трудовой деятельности через участие в трудовых и социальноэкономических мероприятиях;
- подготовку личности к общественной жизни через формирование отношения
обучающихся к закону, государству, окружающему миру, живой природе, и т.д.
Вариативный компонент плана внеурочной деятельности на уровне среднего общего
образования прописывается по отдельным профилям.
По решению педагогического коллектива, родительской общественности, интересов и
запросов обучающихся план внеурочной деятельности в 00 модифицируется в соответствии с
пятью профилями: естественно-научным, гуманитарным, социально-экономическим,
технологическим, универсальным (пп. 133.12 ФОП СОО).
Особенности реализации вариативного компонента плана внеурочной деятельности на
уровне СОО перечислены в пп. 133.14.1-133.14.5 ФОП СОО.
В соответствии с приказом Министерства образования, науки и молодежи Республики
Крым от 12.09.2023 № 1533 «Об утверждении Стандарта проектов предпрофессионального
образования в общеобразовательных организациях Республики Крым в 2023/2024 учебном
году» ОО во взаимодействии с организациями высшего, среднего профессионального,
дополнительного образования и иными организациями в рамках сетевой формы реализации
образовательных программ ООО и СОО обеспечивают реализацию проектов
предпрофессионального образования (в том числе и за счет часов внеурочной деятельности)
по следующим направлениям:
«Аграрный класс»;
«Психолого-педагогический класс»;
«Медицинский класс»;
«Инженерный класс»;
«Медийный класс»;
«Художественный класс»;
«Предпринимательский класс»;
«Юридический класс»;
«Кадетский класс»;
«Спортивный класс»;
«Колледж-класс».
На уровне СОО соответствие профилей ФГОС СОО и проектов предпрофессионального
образования указано в таблице 1.
8
Наименование профиля в
соответствии с ФГОС СОО
Таблица 1
Соответствие проекту предпрофессионального
образования
Естественно-научный
- «Медицинский класс»;
- «Аграрный класс»;
- «Психолого-педагогический класс».
Гуманитарный
- «Психолого-педагогический класс»; - «Медийный
класс»;
- «Юридический класс»;
- «Предпринимательский класс».
- «Инженерный класс»; - «Медийный класс».
Технологический
Универсальный
- «Медицинский класс»;
- «Аграрный класс»;
- «Психолого-педагогический класс»;
- «Медийный класс»;
- «Художественный класс»;
- «Кадетский класс»;
- «Спортивный класс».
Этапы профилизации образовательной деятельности в процессе создания и
функционирования предпрофессиональных классов описаны в Стандарте проектов
предпрофессионального образования в общеобразовательных организациях Республики Крым,
утвержденном приказом Министерства образования, науки и молодежи Республики Крым от
12.09.2023 № 1533.
III. Особенности реализации некоторых курсов внеурочной деятельности
3.1.Особенности реализации курса внеурочных занятий «Разговоры о важном» на уровнях
НОО, ООО и СОО.
Согласно положениям пп. 173.6 ФОП НОО, пп. 169.7.1 ФОП ООО и пп. 133.8 ФОП СОО,
а также в соответствии с письмом Министерства просвещения Российской Федерации от
05.07.2022 № ТВ-1290/03 рекомендуется в плане внеурочной деятельности для каждого
класса отводить на внеурочное занятие «Разговоры о важном» 1 час в неделю.
Занятия проводятся первым уроком в понедельник.
Внеурочные занятия «Разговоры о важном» направлены на развитие ценностного
отношения обучающихся к своей Родине — России, к населяющим ее людям, ее уникальной
истории, богатой природе и великой культуре.
Внеурочные занятия «Разговоры о важном» должны быть направлены на формирование
соответствующей внутренней позиции личности обучающегося, необходимой ему для
конструктивного и ответственного поведения в обществе.
Основной формат внеурочных занятий «Разговоры о важном» - разговор и (или) беседа с
обучающимися. Основные темы занятий связаны с важнейшими аспектами жизни человека в
современной России:
- знанием истории родной страны и пониманием сложностей современного мира;
- техническим прогрессом и сохранением природы;
- ориентацией в мировой художественной культуре и повседневной культуре поведения;
- доброжелательным отношением к окружающим и ответственным отношением к
собственным поступкам.
Примерная рабочая программа курса внеурочной деятельности «Разговоры о важном»
9
(по уровням образования НОО, ООО и СОО) размещена в сети Интернет на портале
«Единое содержание общего образования» в подразделе «Внеурочная деятельность» по
адресу: https://edsoo.ru/rabochie-programmy/.
На портале «Единое содержание общего образования» создан специализированный
раздел «Цикл внеурочных занятий «Разговоры о важном» в сети Интернет по адресу:
https://razgovor.edsoo.ru/, на котором размещаются материалы для проведения занятий.
Проведение цикла внеурочных занятий «Разговоры о важном» в рамках реализации
программы воспитательной деятельности отвечает целям и задачам формирования и
развития жизненной компетенции обучающихся с ограниченными возможностям здоровья,
с инвалидностью.
Методические рекомендации по организации цикла внеурочных занятий «Разговоры о
важном» при реализации адаптированных основных общеобразовательных программ
размещены в сети Интернет на сайте Федерального государственного бюджетного научного
учреждения «Институт коррекционной педагогики» по адресу: https://ikp-rao.ru/razgovory-oglavnom/.
3.2.Особенности реализации курсов внеурочной деятельности по формированию
функциональной грамотности (читательской, математической, естественнонаучной,
финансовой) обучающихся па уровне ООО, а также оценки достижений метапредметных
результатов на уровне ООО и СОО.
Планом внеурочной деятельности на уровне ООО на внеурочную деятельность по
формированию
функциональной
грамотности
(читательской,
математической,
естественнонаучной, финансовой) обучающихся рекомендовано выделение от 1 до 2 часов
(пп. 169.6 ФОП ООО).
День проведения занятий определяется ОО самостоятельно.
Примерная рабочая программа курса внеурочной деятельности «Функциональная
грамотность: учимся для жизни» 5-9 класс размещена в сети «Интернет» на портале
«Единое содержание общего образования» в подразделе «Внеурочная деятельность» по
адресу https://edsoo.ru/rabochie-programmy/.
Методические рекомендации с примерными заданиями к указанному курсу внеурочной
деятельности представлены на портале федерального государственного бюджетного
научного учреждения «Институт стратегии развития образования» (далее - ФГБНУ
«Институт стратегии развития образования») в сети «Интернет» по адресу:
http://skiv.instrao.ru/.
Согласно пп. 18.18 ФОП ООО и ФОП СОО оценка достижения метапредметных
результатов осуществляется администрацией 00 в ходе внутреннего мониторинга.
Содержание и периодичность внутреннего мониторинга устанавливаются решением
педагогического совета 00.
Инструментарий может строиться на межпредметной основе и включать
диагностические материалы по оценке читательской, естественнонаучной, математической,
цифровой, финансовой грамотности, сформированное™ регулятивных, коммуникативных и
познавательных универсальных учебных действий.
Пп. 18.19 ФОП ООО и ФОП СОО установлены формы оценки для проверки
читательской грамотности, цифровой грамотности и для проверки сформированное™
регулятивных, коммуникативных и познавательных универсальных учебных действий.
Для проведения тренировочных работ по направлениям функциональной грамотности
рекомендовано использовать «Электронный банк заданий для оценки функциональной
10
грамотности», расположенный в сети «Интернет» по адресу: https://fg.resh.edu.ru (письмо
заместителя Министра просвещения Российской Федерации Васильевой Т.В. от 26.01.2021
№ ТВ-94/04).
3.3.Особенности реализации курсов внеурочной деятельности, направленных на
удовлетворение обучающимися потребностей в физическом развитии и совершенствовании,
на уровнях НОО, ООО и СОО.
Планом внеурочной деятельности предусмотрено:
на уровне НОО - выделение часов внеурочной деятельности на спортивнооздоровительную деятельность, которая направлена на развитие обучающегося, углубление
знаний об организации жизни и деятельности с учетом соблюдения правил здорового
безопасного образа жизни (пп. 173.7.1 ФОП НОО);
на уровне ООО - выделение часов на занятия по учебным предметам ООП (учебные
курсы, учебные модули по выбору обучающихся, родителей (законных представителей)
несовершеннолетних обучающихся, в том числе предусматривающие углубленное изучение
учебных предметов с целью удовлетворения различных интересов обучающихся,
потребностей в физическом развитии и совершенствовании, а также учитывающие особые
образовательные потребности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
(абзац 1 пп. 169.3 ФОП ООО);
на уровне СОО - реализация задач активного отдыха и оздоровления обучающихся в
каникулярное время.
При этом, письмом Министерства просвещения Российской Федерации от 05.07.2022 №
ТВ-1290/03 рекомендовано выделение не менее 2 часов в неделю на занятия,
ориентированные на удовлетворение интересов и потребностей обучающихся в творческом
и физическом развитии (в том числе с целью организации занятий в школьных театрах,
школьных музеях, школьных спортивных клубах, а также в рамках реализации программы
развития социальной активности обучающихся начальных классов «Орлята России»),
Министерством просвещения Российской Федерации направлено письмо от 21.12.2022
№ ТВ-2859/03 об отмене методических рекомендаций «О введении третьего часа
физической культуры в недельный объем учебной нагрузки обучающихся образовательных
учреждений Российской Федерации».
В указанном письме отмечается, что Министерство просвещения Российской
Федерации считает необходимым ОО, в которых при реализации вариантов федеральных
учебных планов количество часов на физическую культуру составляет 2 часа, третий час
реализовывать за счет часов внеурочной деятельности и (или) за счет посещения
обучающимися спортивных секций, школьных спортивных клубов, включая использование
учебных модулей по видам спорта.
3.4.Особенности организации внеурочных занятий, направленных на удовлетворение
профориентационных интересов и потребностей обучающихся, в том числе реализация
проекта «Билет в будущее» и курса внеурочных занятий «Россия - мои горизонты» на
уровнях ООО и СОО.
Планом внеурочной деятельности на уровне ООО предусмотрено выделение часов на
внеурочную деятельность по развитию личности, ее способностей, удовлетворения
образовательных потребностей и интересов, самореализации обучающихся, в том числе
одаренных, через организацию социальных практик (в том числе волонтерство), включая
общественно полезную деятельность, профессиональные пробы, развитие глобальных
компетенций, формирование предпринимательских навыков, практическую подготовку,
11
использование
возможностей
организаций
дополнительного
образования,
профессиональных образовательных организаций и социальных партнеров в
профессионально-производственном окружении (абзац 3 пп. 169.3 ФОП ООО).
В рамках инвариантного компонента плана внеурочной деятельности на уровне СОО (вне
зависимости от профиля) предусмотрено, что для обучающихся 10 класса в весенние каникулы
организуются поездки в организации профессионального и высшего образования для
уточнения индивидуальных планов обучающихся в сфере продолжения образования.
После поездок в рамках часов, отведенных на организацию жизни ученических сообществ,
проводятся коллективные обсуждения, в ходе которых педагогами обеспечиваются анализ и
рефлексия обучающимися собственных впечатлений о посещении образовательных
организаций (абзац 4 пп. 133.13 ФОП СОО).
Вариативный компонент плана внеурочной деятельности на уровне СОО предусматривает
(в соответствии с выбранными профилями обучения) проведение профессиональных проб
обучающихся, а также исследовательские экспедиции, социальные практики, экскурсии на
производства в государственные и негосударственные организации.
Создание профильных предпрофессиональных классов предусматривает заключение
партнерского соглашения с профессиональными образовательными организациями (например,
в формате учебно-производственного комплекса), организациями высшего образования или
компаниями-работодателями.
Перечень приоритетных профилей предпрофессиональных классов определяется
Министерством образования, науки и молодежи Республики Крым. В соответствии с приказом
МОИМ РК от12.09.2023 № 1533 в перечень включены следующие классы:
«Аграрный класс»;
«Психолого-педагогический класс»;
«Медицинский класс»;
«Инженерный класс»;
«Медийный класс»;
«Художественный класс»;
«Предпринимательский класс»;
«Юридический класс»;
«Кадетский класс»;
«Спортивный класс»;
«Колледж-класс».
Особенности реализации вариативного компонента плана внеурочной деятельности на
уровне СОО в части организации профориентационной деятельности указаны в пп. 133.14.1133.14.5 ФОП СОО.
Письмом Министерства просвещения Российской Федерации от 05.07.2022 № ТВ1290/03 предусмотрено не менее 1 часа в неделю на занятия, направленные на
удовлетворение профориентационных интересов и потребностей обучающихся.
Также с 2023/2024 учебного года в соответствии с письмом Министерства просвещения
РФ от 17.08.2023 № ДГ-1773/05 «Методические рекомендации по реализации
профориентационного минимума в образовательных организациях Российской Федерации,
реализующих образовательные программы основного общего и среднего общего образования»
в 6-11 классах всех ОО Российской Федерации реализуется проект ранней профессиональной
ориентации школьников «Билет в будущее» (далее - проект «Билет в будущее») - единая
модель, которая подходит для всех типов ОО, в том числе для школ, где
учатся дети с ограниченными возмоленостями.
Профориентационный минимум — единый набор профориентационных практик и
12
инструментов профориентационной работы с обучающимися всех 00 РФ, отражающий запрос
общества (основных институциональных субъектов), в результатах профориентационной
работы с обучающимися.
Профориентационный минимум предполагается внедрять по семи направлениям.
Одно из направлений - реализация проекта посредством занятий внеурочной деятельности.
Занятия проводятся раз в неделю - четверг. Время проведения 00 определяет самостоятельно.
Проект «Билет в будущее» с рабочей программой курса внеурочной деятельности «Россия
- мои горизонты» размещены в сети «Интернет» на портале «Единое содержание общего
образования» в подразделе «Внеурочная деятельность» по адресу https://edsoo.ru/rabochieprogmmmv/ и по адресу: https://bvbinfo.ru/profminimum.
На портале «Билет в будущее» в сети «Интернет» по адресу: https://bvb-kb.ru создан
специализированный раздел «Профориентационный минимум», на котором размещаются
материалы для проведения занятий.
Организацию работы по проведению занятий курса внеурочной деятельности «Россия мои горизонты» целесообразно возложить на классных руководителей или иных работников,
которые являются ответственными за профориентационную работу в 00.
Примерная программа курса внеурочной деятельности «Россия - мои горизонты» содержит
занятия, включающие профориентационные диагностики (диагностику склонностей,
диагностику готовности к профессиональному самоопределению, диагностику способностей,
личностных особенностей и другие).
Цель занятий по профориентации «Россия - мои горизонты» - познакомить обучающихся с
самыми значимыми производствами России и Республики Крым, с миром профессий, которые
востребованы в современной экономике.
В связи с этим к проведению занятий указанного курса внеурочной деятельности могут
привлекаться педагоги-психологи ОО.
В соответствии с методическими рекомендациями по реализации профориентационного
минимума в 00 Российской Федерации, реализующих ООП ООО и СОО, направленных
письмом Министерства просвещения Российской Федерации от 17.08.2023 № ДГ-1773/05,
профориентационный минимум предлагает на выбор один из трех уровней реализации
профориентационной деятельности в классе:
- базовый уровень (рекомендованная учебная нагрузка - не менее 40 академических часов в
учебный год);
- основной уровень (рекомендованная учебная нагрузка - не менее 60 академических часов
в учебный год);
- продвинутый уровень (рекомендованная учебная нагрузка - не менее 80 академических
часов в учебный год).
В 2023/2024 учебном году, исходя из своих ресурсов, каждая 00 сама вправе выбрать, на
каком уровне профориентационного минимума вести занятия - базовом, основном или
продвинутом. С сентября 2025 года базового уровня будет недостаточно.
Приказом Министерства образования, науки и молодежи Республики Крым от 10.07.2023
№ 1153 (с изменениями от 30.10.2023) «Об утверждении перечня образовательных
организаций, участвующих во внедрении Единой модели профессиональной ориентации профориентационного минимума для 6-11 классов общеобразовательных организаций
Республики Крым в 2023 году» утвержден уровень внедрения профориентационного
минимума для каждой ОО Республики Крым на 2023/2024 учебный год.
В методических рекомендациях по реализации профориентационного минимума в
образовательных организациях Российской Федерации, реализующих образовательные
13
программы основного общего и среднего общего образования (письмо Министерства
просвещения РФ от 17.08.2023 № ДГ-1773/05), предложены методические подходы и
принципы реализации профориентационного минимума для всех уровней.
Чтобы заинтересовать детей и привлечь их внимание к разным специальностям, занятия
по профориентации должны проводиться нескучно, в игровой форме, с использованием
дискуссий и интерактивных методов.
3.5.Особенности реализации курсов внеурочной деятельности «Начальная военная подготовка»
(учебные сборы по основам военной службы) и «Первая помощь, основы преподавания первой
помощи, основы ухода за больными» на уровне СОО.
При планировании внеурочной деятельности в ОО на уровне СОО, следует учитывать
требования инструктивного письма Министерства просвещения РФ от 14.02.2023 № 03-287 «О
направлении инструктивного письма об организации изучения начальной военной подготовки
в образовательных организациях в рамках освоения основных общеобразовательных
программ».
Исходя из положений указанного выше письма на уровне СОО необходимо предусмотреть
обязательное проведение пятидневных учебных сборов в соответствии с Инструкцией об
организации обучения граждан Российской Федерации начальным знаниям в области обороны
и их подготовки по основам военной службы в образовательных учреждениях, утвержденной
приказом Министерства обороны Российской Федерации и Министерства образования и науки
Российской Федерации от 24.02.2010 № 96/134, и рабочими программами курсов внеурочной
деятельности «Начальная военная подготовка» (для юношей; для девушек по выбору) и
«Первая помощь, основы преподавания первой помощи, основы ухода за больными» (для
девушек).
Указанные курсы внеурочной деятельности реализуются в течение одной учебной недели
(занятия проводятся ежедневно).
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Начальная военная подготовка»
предназначена для юношей (для девушек по выбору) и предусматривает изучение дела в
объеме одиночной подготовки военнослужащего мотострелковых войск, что позволяет в
короткие сроки овладеть знаниями и навыками, необходимыми для скорейшей адаптации при
призыве на военную службу и при поступлении в высшие учебные заведения Министерства
обороны Российской Федерации, Федеральной службы войск национальной гвардии
Российской Федерации, Министерства внутренних дел Российской Федерации, Министерства
Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и
ликвидации последствий стихийных бедствий, Федеральной службы безопасности Российской
Федерации.
Программа «Первая помощь, основы преподавания первой помощи, основы ухода за
больными» предназначена для девушек, направлена на овладение набором универсальных
навыков по спасению человеческой жизни, включая навыки оказания первой помощи на месте
происшествия и навыки ухода за тяжело больным человеком.
Примерные рабочие программы курсов «Начальная военная подготовка» и «Первая
помощь, основы преподавания первой помощи, основы ухода за больными» размещены в сети
Интернет на портале «Единое содержание общего образования» в подразделе «Внеурочная
деятельность» по адресу: https://edsoo.ru/rabochie-programmy/.
IV. Требования к рабочим программам внеурочной деятельности
Рабочая программа курса внеурочной деятельности — это нормативный документ:
14
- содержащий максимально полную информацию о предлагаемом обучающимся
содержании образования, образовательные цели и задачи, а также фиксируемые,
диагностируемые и оцениваемые образовательные результаты;
- учитывающий необходимость развития у обучающихся компетентности в области
использования информационно-коммуникационных технологий;
- разработанный на основных принципах точности с учетом логики и реальности;
использующим официально-деловой стиль изложения, предполагающий использование
современной педагогической терминологии;
- не загруженный лишней информацией.
Рабочие программы учебных курсов внеурочной деятельности, учебных модулей
формируются с учётом рабочей программы воспитания и включают:
- содержание курса;
- планируемые результаты освоения;
- тематическое планирование с указанием количества академических часов, отводимых
на освоение каждой темы курса внеурочной деятельности, возможность использования по этой
теме электронных (цифровых) образовательных ресурсов, являющихся учебно-методическими
материалами (мультимедийные программы, электронные учебники и задачники, электронные
библиотеки, виртуальные лаборатории, игровые программы, коллекции цифровых
образовательных ресурсов), используемыми для обучения и воспитания различных групп
пользователей, представленными в электронном (цифровом) виде и реализующими
дидактические возможности ИКТ, содержание которых соответствует законодательству об
образовании.
В рабочих программах курсов внеурочной деятельности в тематическом планировании
обязательно должны быть указаны формы проведения занятий.
В соответствии с п. 27 ФГОС НОО, п. 28 ФГОС ООО, п. 13 ФГОС СОО формы
организации образовательной деятельности, чередование урочной и внеурочной деятельности
при реализации ООП организация определяет самостоятельно.
План внеурочной деятельности включается в организационный раздел основной
образовательной программы после учебного плана (п. 32 ФГОС НОО, п. 33 ФГОС ООО, п. 14
ФГОС СОО).
Следует обратить особое внимание, что при реализации внеурочной деятельности
должно быть предусмотрено оценивание её результатов с учётом специфики и
особенностей предмета оценивания (п. 23 ФГОС НОО, п. 23 ФГОС ООО, пп. 18.1.3 ФГОС
СОО).
Оценка результатов ОО во внеурочной деятельности может включать в себя три уровня:
- оценка результата, полученного группой обучающихся в рамках одного направления;
- индивидуальная оценка результатов внеурочной деятельности каждого обучающегося
ОО;
качественная и количественная оценка эффективности деятельности ОО по
направлениям внеурочной деятельности, полученная на основании суммирования
индивидуальных результатов обучающихся и коллективных результатов групп
обучающихся.
V. Санитарно-гигиенические требования к организации внеурочной деятельности
Санитарно-гигиенические требования к организации внеурочной деятельности
определены в разделе 6 санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические
15
нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека
факторов среды обитания» (с изменениями и дополнениями), утвержденных постановлением
Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 № 2.
Основные требования при реализации программ НОО, ООО и СОО:
- окончание занятий — не позднее 19.00;
- перерыв между последним уроком (занятием) и началом
внеурочных/дополнительных занятий - не менее 20 минут;
- недельный объем внеурочной деятельности для 1-11 классов - не более 10 часов;
- продолжительность использования электронных средств обучения указана в
таблице 2.
Электронные
средства обучения
Интерактивная доска
Интерактивная панель
Персональный компьютер
Ноутбук
Планшет
Классы
1-3 классы
4 классы
5-9 классы
10-11 классы
1-3 классы
4 классы
5-6 классы
7-11 классы
1-2 классы
3-4 классы
5-9 классы
10-11 классы
1-2 классы
3-4 классы
5-9 классы
10-11 классы
1-2 классы
3-4 классы
5-9 классы
10-11 классы
На занятии, Суммарно в день
мин, не более в школе, мин, не
более
20
80
30
90
30
100
30
120
10
30
15
45
20
80
25
100
20
40
25
50
30
60
35
70
20
40
25
50
30
60
35
70
10
30
15
45
20
60
20
80