01.11.2024
В экзаменационную пору всегда
присутствует психологическое напряжение. Стресс при этом – абсолютно нормальная
реакция организма.
Легкие эмоциональные
всплески полезны, они положительно сказываются на работоспособности и усиливают
умственную деятельность. Но излишнее эмоциональное напряжение зачастую
оказывает обратное действие.
Причиной этого
является, в первую очередь, личное отношение к событию. Поэтому важно
формирование адекватного отношения к ситуации. Оно поможет выпускникам разумно
распределить силы для подготовки и сдачи экзамена, а родителям – оказать своему
ребенку правильную помощь.
Экзамены — лишь одно
из жизненных испытаний, многие из которых еще предстоит пройти. Не придавайте
событию слишком высокую важность, чтобы не увеличивать волнение.
При правильном подходе
экзамены могут служить средством самоутверждения и повышения личностной
самооценки.
Заранее поставьте
перед собой цель, которая Вам по силам. Никто не может всегда быть совершенным.
Пусть достижения не всегда совпадают с идеалом, зато они Ваши личные.
Не стоит бояться
ошибок. Известно, что не ошибается тот, кто ничего не делает.
Люди, настроенные на
успех, добиваются в жизни гораздо большего, чем те, кто старается избегать
неудач.
Будьте уверены:
каждому, кто учился в школе, по силам сдать выпускные экзамены в любой форме.
Все задания составлены на основе школьной программы. Подготовившись должным
образом, Вы обязательно сдадите экзамен.
Некоторые полезные приемы
Перед началом работы
нужно сосредоточиться – расслабиться и успокоиться. Расслабленная
сосредоточенность гораздо эффективнее, чем напряженное, скованное внимание.
Заблаговременное
ознакомление с правилами и процедурой экзамена снимет эффект неожиданности на
экзамене. Тренировка в решении заданий поможет ориентироваться в разных типах
заданий, рассчитывать время.
Подготовка к экзамену
требует достаточно много времени, но она не должна занимать абсолютно все
время. Внимание и концентрация ослабевают, если долго заниматься однообразной
работой. Меняйте умственную деятельность на двигательную. Не бойтесь
отвлекаться от подготовки на прогулки и любимое хобби, чтобы избежать
переутомления, но и не затягивайте перемену! Оптимально делать 10-15 минутные
перерывы после 40-50 минут занятий.
Для активной работы
мозга требуется много жидкости, поэтому полезно больше пить простую или
минеральную воду, зеленый чай. А о полноценном питании можно прочитать в
разделе «Советы родителям».
Соблюдайте режим сна и
отдыха. При усиленных умственных нагрузках стоит увеличить время сна на час.
Рекомендации по заучиванию материала
Главное –
распределение повторений во времени.
Повторять рекомендуется сразу в течение 15-20 минут, через 8-9 часов и через 24
часа.
Полезно повторять
материал за 15-20 минут до сна и утром, на свежую голову. При каждом повторении
нужно осмысливать ошибки и обращать внимание на более трудные места.
Повторение будет
эффективным, если воспроизводить материал своими словами близко к тексту.
Обращения к тексту лучше делать, если вспомнить материал не удается в течение
2-3 минут.
Чтобы перевести
информацию в долговременную память, нужно делать повторения спустя сутки, двое
и так далее, постепенно увеличивая временные интервалы между
повторениями.
Такой способ обеспечит запоминание надолго.
Советы родителям
Именно Ваша поддержка
нужна выпускнику прежде всего. Зачастую родители переживают ответственные
моменты в жизни своих детей гораздо острее, чем свои. Но взрослому человеку
гораздо легче справиться с собственным волнением, взяв себя в руки.
Поведение родителей
В экзаменационную пору
основная задача родителей – создать оптимальные комфортные условия для
подготовки ребенка и… не мешать ему. Поощрение, поддержка, реальная помощь, а
главное – спокойствие взрослых помогают ребенку успешно справиться с
собственным волнением.
Не запугивайте
ребенка, не напоминайте ему о сложности и ответственности предстоящих
экзаменов. Это не повышает мотивацию, а только создает эмоциональные барьеры,
которые сам ребенок преодолеть не может.
Очень важно
скорректировать ожидания выпускника. Объясните: для хорошего результата совсем
не обязательно отвечать на все вопросы заданий. Гораздо эффективнее спокойно
дать ответы на те вопросы, которые он знает наверняка, чем переживать из-за
нерешенных заданий.
Независимо от
результата экзамена, часто, щедро и от всей души говорите ему о том, что он
(она) – самый(ая) любимый(ая), и что все у него (неё) в жизни получится! Вера в
успех, уверенность в своем ребенке, его возможностях, стимулирующая помощь в
виде похвалы и одобрения очень важны, ведь «от хорошего слова даже кактусы
лучше растут».
Организация занятий
Очень важно
разработать ребёнку индивидуальную стратегию деятельности при подготовке и во
время экзамена. Именно индивидуальную, так как все дети разные (есть
медлительные, есть очень активные, есть аудиалы, кинестетики, тревожные, есть с
хорошей переключаемостью или не очень и т. д.)! И вот именно в разработке
индивидуальной стратегии родители должны принять самое активное участие: помочь
своим детям осознать свои сильные и слабые стороны, понять свой стиль учебной
деятельности (при необходимости доработать его), развить умения использовать
собственные интеллектуальные ресурсы и настроить на успех!
Одна из главных причин
предэкзаменационного стресса — ситуация неопределенности. Заблаговременное
ознакомление с правилами проведения ОГЭ и заполнения бланков,
особенностями экзамена поможет разрешить эту ситуацию.
Тренировка в решении
пробных тестовых заданий также снимает чувство неизвестности. В процессе работы
с заданиями приучайте ребёнка ориентироваться во времени и уметь его
распределять.
Помогите распределить
темы подготовки по дням. Ознакомьте ребёнка с методикой подготовки к экзаменам.
Обеспечьте своему
выпускнику удобное место для занятий, чтобы ему нравилось там заниматься!
Питание и режим дня
Позаботьтесь об
организации режима дня и полноценного питания. Такие продукты, как рыба,
творог, орехи, курага и т. д. стимулируют работу головного мозга. Кстати, в эту
пору и «от плюшек не толстеют!»
Не допускайте
перегрузок ребенка. Через каждые 40-50 минут занятий обязательно нужно делать
перерывы на 10-15 минут.
Накануне экзамена
ребенок должен отдохнуть и как следует выспаться. Проследите за этим.
С утра перед экзаменом
дайте ребёнку шоколадку… разумеется, чтобы глюкоза стимулировала мозговую
деятельность…
Материалы подготовлены
на основе книг Ф.Йейтса «Искусство памяти»; Корсакова И.А., Корсаковой Н.К.
«Хорошая память на каждый день», бесед с лучшими российскими психологами и педагогами,
а также собственного родительского опыта.