Основная образовательная программа начального общего образования
Описание образовательной программы
Описание основной образовательной программы начального общего образования МБОУ "Первомайская школа"Симферопольского района (далее - Школа)
(ООП НОО ФГОС) Основная образовательная программа начального общего образования (далее ООП НОО) - нормативный документ, направленный на решение задач освоения обязательного минимума содержания начального общего образования, на формирование общей культуры личности младшего школьника, адаптации его к жизни в обществе, с учетом образовательных потребностей и запросов участников образовательного процесса. ООП НОО разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (далее ФГОС НОО), определяет содержание и организацию образовательного процесса наступени начального общего образования. Основная образовательная программа начального общего образования школы разработана на основе соответствующих примерных основных образовательных программ и с учетом особенностей социума, возрастных и личностных особенностей, потенциальных возможностей и социальных потребностей обучающихся, а также с учетом кадровых, материально-технических и информационных ресурсов. Основная образовательная программа начального общего образования учитывает: - тип образовательного учреждения; - вид образовательного учреждения; - образовательные потребности и запросы обучающихся, воспитанников. В ООП НОО представлены все разделы в соответствии с требованиями ФГОС к структуре ООП НОО.
Структура программы включает целевой, содержательный и организационный разделы:
I. Целевой раздел: 1. Пояснительная записка 2. Планируемые результаты освоения обучающимися ООП НОО 3. Система оценки достижения планируемых результатов освоения ООП НОО
II. Содержательный раздел: 1. Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования. 2. Программы отдельных учебных предметов, курсов. 3. Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования. 4. Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни. 5. Программа коррекционной работы.
III.Организационный раздел: 1. Учебный план начального общего образования. 2. План внеурочной деятельности. 3. Систему условий реализации ООП НОО в соответствии с требованиями ФГОС НОО Структурные компоненты ООП НОО Обязательная часть Часть, формируемая участниками образовательного процесса Пояснительная записка - отражает особенности начального общего образования как фундамента всего последующего обучения; - учитывает характерные для младшего школьного возраста центральные психологические новообразования, формируемые на данной ступени образования - конкретизирует цели реализации ООП НОО с учетом потребностей контингента обучающихся, их родителей (законных представителей); - уточняет принципы и подходы к формированию основной образовательной программы на основе согласованного мнения участников ОО Планируемые результаты освоения ООП НОО - уточняют и конкретизируют общее понимание личностных, метапредметных и предметных результатов; - адекватно отражают требования ФГОС НОО, соответствуют возрастным возможностям учащихся - передают специфику образовательного процесса в конкретном образовательном учреждении; - являются содержательной и критериальной основой для разработки рабочих программ учебных предметов Система оценки достижения планируемых результатов освоения ООП НОО — обеспечивает комплексный подход к оценке результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования; — предусматривает оценку достижений обучающихся и оценку эффективности деятельности образовательного учреждения; — позволяет осуществлять оценку динамики учебных достижений обучающихся - предусматривает использование разнообразных, взаимно дополняющих друг друга методов и форм оценки; - обеспечивает оценку планируемых результатов освоения основной образовательной программы в части, формируемой участниками ОО Программа формирования универсальных учебных действий - содержит описание ценностных ориентиров содержания образования на ступени начального общего образования; - описывает связь универсальных учебных действий с содержанием учебных предметов; - обеспечивает преемственность программы формирования универсальных учебных действий при переходе от дошкольного к начальному общему образованию - уточняет характеристики и типовые задачи формирования личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных, универсальных учебных действий Программы отдельных учебных предметов, курсов - обеспечивают достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования; - определяют структуру программ отдельных учебных предметов, курсов - определяют (согласно структуре, указанной в обязательной части) программы учебных предметов, курсов, входящих в часть, формируемую участниками ОО Программа Духовно нравственного развития, воспитания — направлена на обеспечение духовнонравственного развития обучающихся в единстве урочной, внеурочной и внешкольной деятельности, в совместной педагогической работе — интегрирует традиции и особенности воспитательной системы школы — формирует целостную образовательную среду, обучающихся образовательного учреждения, семьи и других институтов общества; —содержит ключевые воспитательные задачи, базовые национальные ценности российского общества включающую урочную, внеурочную и внешкольную деятельность, учитывает историко-культурную, этническую и региональную специфику; Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни — представляет собой комплексную программу формирования знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического, психологического и социального здоровья обучающихся; — содержит базовую модель организации работы образовательного учреждения по формированию у обучающихся культуры безопасного и здорового образа жизни — расширяет и дополняет базовую модель организации работы образовательного учреждения по формированию у обучающихся культуры безопасного и здорового образа жизни Программа коррекционной работы — обеспечение коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей с ограниченными возможностями здоровья и оказание помощи детям этой категории в освоении основной образовательной программы начального общего образования; — выявление особых образовательных потребностей детей с ограниченными возможностями здоровья, обусловленных недостатками в их физическом и (или) психическом развитии; -осуществление индивидуально - ориентированной психологомедико-педагогической помощи детям с ОВЗ с учетом особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей детей (в соответствии с рекомендациями ПМПК); - возможность освоения детьми с ограниченными возможностями здоровья ООП НОО и их интеграции в школу. Учебный план начального общего образования определяет состав обязательных учебных предметов для реализации во всех имеющих государственную аккредитацию образовательных учреждениях, реализующих основную образовательную программу начального общего образования, и учебное время, отводимое на их изучение по классам (годам)обучения обеспечивает реализацию индивидуальных потребностей обучающихся; — включает время, отводимое на данную часть внутри максимально допустимой недельной нагрузки, и внеурочную деятельность. Учебный план начального общего образования обеспечивает введение в действие и реализацию требований ФГОС НОО, определяет общий объем нагрузки и максимальный объем аудиторной нагрузки обучающихся, состав и структуру обязательных предметных областей по классам (годам обучения).
Основная образовательная программа начального общего образования реализуется через организацию урочной и внеурочной деятельности в соответствии с санитарноэпидемиологическими правилами и нормативами. Программа гарантирует право учащихся на образование, оптимизацию образовательного процесса, использование современного материально-технического обеспечения образовательного процесса, информационное и психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса. Согласно общим положениям стандарта целью реализации основной образовательной программы начального общего образования школы является:
создание условий для развития и воспитания личности младшего школьника в соответствии с требованиями ФГОС начального общего образования;
достижение планируемых результатов в соответствии с ФГОС на основе учебных программ по предметам. Достижение поставленной цели предусматривает решение следующих основных задач:
– формирование общей культуры, духовнонравственное, гражданское, социальное, личностное и интеллектуальное развитие, развитие творческих способностей, сохранение и укрепление здоровья;
– обеспечение планируемых результатов по освоению выпускником целевых установок, приобретению знаний, умений, навыков, компетенций и компетентностей, определяемых личностными, семейными, общественными, государственными потребностями и возможностями обучающегося младшего школьного возраста, индивидуальными особенностями его развития и состояния здоровья;
– становление и развитие личности в еѐ индивидуальности, самобытности, уникальности и неповторимости;
– обеспечение преемственности начального общего и основного общего образования;
– достижение планируемых результатов освоения основной образовательной
программы начального общего образования всеми обучающимися, в том числе детьми с
ограниченными возможностями здоровья (далее - дети с ОВЗ);
– обеспечение доступности получения качественного начального общего
образования;
– выявление и развитие способностей обучающихся, в том числе лиц, проявивших выдающиеся способности, через систему клубов, секций, студий и кружков, организацию общественно полезной деятельности;
– организация интеллектуальных и творческих соревнований, научнотехнического творчества и проектноисследовательской деятельности;
– участие обучающихся, их родителей (законных представителей), педагогических работников и общественности в проектировании и развитии внутришкольной социальной среды;
– использование в образовательной деятельности современных образовательных технологий деятельностного типа;
– предоставление обучающимся возможности для эффективной самостоятельной работы;
– включение обучающихся в процессы познания и преобразования внешкольной социальной среды (населѐнного пункта, района, города). В основе реализации основной образовательной программы лежит системнодеятельностный подход, который предполагает:
– воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения российского гражданского общества на основе принципов толерантности, диалога культур и уважения его многонационального состава;
– переход к стратегии социального проектирования и конструирования на основе разработки содержания и технологий образования, определяющих пути и способы достижения социально желаемого уровня (результата) личностного и познавательного развития обучающихся;
– ориентацию на достижение цели и основного результата образования — развитие личности обучающегося на основе освоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира;
– признание решающей роли содержания образования, способов организации образовательной деятельности и учебного сотрудничества в достижении целей личностного и социального развития обучающихся;
– учѐт индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, роли и значения видов деятельности и форм общения при определении образовательновоспитательных целей и путей их достижения;
– обеспечение преемственности дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего и профессионального образования;
– разнообразие индивидуальных образовательных траекторий и индивидуального развития каждого обучающегося (в том числе лиц, проявивших выдающиеся способности, и детей с ОВЗ), обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм учебного сотрудничества и расширение зоны ближайшего развития.