Основная образовательная программа основного общего образования
Описание образовательной программы
Основная образовательная программа основного общего образования МБОУ "Первомайская школа" Симферопольского района(далее - школа) разработана на основе Закона Российской Федерации «Об образовании в РФ», в соответствии с требованиями к структуре основной образовательной программы федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (далее — Стандарт) с учѐтом типа данного образовательного учреждения, а также с учѐтом образовательных потребностей и запросов участников образовательного процесса, а также в соответствии с принципом преемственности по отношению к основной образовательной программе начального общего образования. Достижение поставленных целей при разработке и реализации основной образовательной программы основного общего образования школы предусматривает решение следующих основных задач:
обеспечение соответствия основной образовательной программы требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО);
обеспечение преемственности начального общего, основного общего, среднего общего образования;
обеспечение доступности получения качественного основного общего образования, достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования всеми учащимися, включая детей-инвалидов и детей с ОВЗ;
установление требований к воспитанию и социализации учащихся как части образовательной программы и соответствующему усилению воспитательного потенциала школы, обеспечению индивидуализированного психолого-педагогического сопровождения каждого обучающегося, формированию образовательного базиса, основанного не только на знаниях, но и на соответствующем культурном уровне развития личности, созданию необходимых условий для ее самореализации;
обеспечение эффективного сочетания урочных и внеурочных форм организации учебных занятий, взаимодействия всех участников образовательных отношений;
взаимодействие образовательной организации при реализации основной образовательной программы с социальными партнерами;
организацию интеллектуальных и творческих соревнований, научнотехнического творчества, проектной и учебно-исследовательской деятельности;
выявление и развитие способностей учащихся, в том числе детей, проявивших выдающиеся способности, детей с ОВЗ и инвалидов, их интересов через систему секций, студий и кружков, общественно полезную деятельность, в том числе с использованием возможностей образовательных организаций дополнительного образования;
участие учащихся, их родителей (законных представителей), педагогических работников и общественности в проектировании и развитии внутришкольной социальной среды, школьного уклада;
включение учащихся в процессы познания и преобразования внешкольной социальной среды для приобретения опыта реального управления и действия;
социальное и учебно-исследовательское проектирование, профессиональная ориентация обучающихся при поддержке педагогов, психологов, социальных педагогов, сотрудничество с базовыми предприятиями, учреждениями профессионального образования, центрами профессиональной работы;
сохранение и укрепление физического, психологического и социального здоровья учащихся, обеспечение их безопасности.
Содержит следующие разделы:
Название раздела
1. Целевой раздел (- Пояснительная записка; - Цели и задачи реализации ООП ООО; - Принципы и подходы к формированию ООП ООО; - Планируемые результаты освоения обучающимися ООП ООО; - Система оценки достижений планируемых результатов освоения ООП ООО.)
2. Содержательный раздел (- Программа развития универсальных
учебных действий, включая
формирование компетенций
обучающихся в области использования
информационно-коммуникационных
технологий, учебно-исследовательской и
проектной деятельности;
- Программы учебных предметов, курсов;
- Программа воспитания и социализации
обучающихся;
- Программа коррекционной работы;
- Планируемые результаты коррекционной
работы).
3. Организационный раздел (- Учебный план;
- Календарный учебный график;
- План внеурочной деятельности;
- Система условий реализации основной
образовательной программы основного
общего образования, включая кадровые,
психолого-педагогические условия,
финансово-экономические,
материально-технические,
информационно-методические условия
реализации ООП ООО;
- Механизмы достижения целевых
ориентиров в системе условий; )
В основе реализации основной образовательной программы основного общего образования лежит системно-деятельностный подход, который предполагает:
активную учебно-познавательную деятельность учащихся;
переход к стратегии социального проектирования и конструирования на основе разработки содержания и технологий образования, определяющих пути и способы достижения социально желаемого уровня (результата) личностного и познавательного развития учащихся в конкретном образовательном учреждении, реализующем основную образовательную программу;
учѐт индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей учащихся, роли и значения видов деятельности и форм общения при определении образовательно-воспитательных целей и путей их достижения;
воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения российского гражданского общества на основе принципов толерантности, диалога культур и уважения. Построение образовательного пространства школы и создание информационнообразовательной среды осуществляется на основе следующих дидактических принципов:
1) Принцип деятельности – заключается в том, что ученик, получая знания не в готовом виде, а, добывая их сам, осознает при этом содержание и формы своей учебной деятельности, понимает и принимает систему ее норм, активно участвует в их совершенствовании, что способствует активному успешному формированию его общекультурных и деятельностных способностей, общеучебных умений.
2) Принцип непрерывности – означает преемственность между всеми образовательными уровнями и этапами обучения на уровне технологии, содержания и методик с учетом возрастных психологических особенностей развития детей.
3) Принцип целостности – предполагает формирование у обучающихся обобщенного системного представления о мире (природе, обществе, самом себе, социокультурном мире и мире деятельности, о роли и месте каждой науки в системе наук).
4) Принцип минимакса – заключается в следующем: школа должна предложить ученику возможность освоения содержания образования на максимальном для него уровне (определяемом зоной ближайшего развития возрастной группы) и обеспечить при этом его усвоение на уровне социально безопасного минимума Стандарта. 5) Принцип психологической комфортности – предполагает снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей педагогики сотрудничества, развитие диалоговых форм общения.
6) Принцип вариативности – предполагает формирование у обучающихся способностей к систематическому перебору вариантов и адекватному принятию решений в ситуациях выбора.
7) Принцип творчества – означает максимальную ориентацию на творческое начало в образовательном процессе, создание условий для приобретения учащимся собственного опыта творческой деятельности.
Учебная нагрузка и режим занятий обучающихся определяется в соответствии с действующими санитарными нормами. Внеурочная деятельность учащихся объединяет все виды деятельности учащихся, в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации. Внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности по выбору обучающегося и с согласия его родителей: физкультурно-спортивное и оздоровительное, духовно – нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное, техническое. Школа обеспечивает ознакомление учащихся и их родителей (законных представителей) как участников образовательного процесса с:
- уставом и другими документами, регламентирующими осуществление образовательного процесса в этом учреждении;
- их правами и обязанностями в части формирования и реализации основной
образовательной программы основного общего образования,
установленными законодательством Российской Федерации и уставом
образовательного учреждения.